Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 09.07.2003 N КА-А40/4792-03 Суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа за нарушение срока представления расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования РФ, т.к. был нарушен порядок привлечения ответчика к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 9 июля 2003 г. Дело N КА-А40/4792-03

(извлечение)

Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью “Техинтерстрой“ (далее - ООО “Техинтерстрой“) 5000 руб. штрафа за нарушение срока представления расчетной ведомости по средствам названного Фонда за 1 полугодие 2002 года.

Решением от 21.03.03 в удовлетворении требования органа социального страхования отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МРО ФСС России подало кассационную жалобу, в которой просит его
отменить как незаконный.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

Решением от 12.09.02 N 508/1-к МРО ФСС России привлекло ООО “Техинтерстрой“ к ответственности в виде штрафа в сумме 5000 руб. на основании ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“ за непредставление в установленный срок расчетной ведомости. Ведомость за 1 полугодие 2002 года представлена 27.08.02.

В связи с неуплатой штрафа орган социального страхования обратился в суд с заявлением о его взыскании в принудительном порядке.

Отказывая МРО ФСС России в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд г. Москвы указал на несоблюдение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) порядка привлечения Общества к административной ответственности. Также признал недоказанным факт повторности совершения правонарушения.

Что касается повторности совершения правонарушения, то утверждение первой судебной инстанции является правильным. Расчетные ведомости за 1 и 2 кварталы 2002 года представлены в один день. Ранее Общество не привлекалось к ответственности за экономическое правонарушение.

Вывод суда, касающийся несоблюдения требований КоАП РФ, является ошибочным.

Ч. 1 ст. 1 КоАП РФ установлено применение законодательства об административных правонарушениях в рамках Кодекса и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо ч. 1 ст. 1 КоАП РФ имеется в виду ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ.

КоАП РФ в ст. 15.6 определяет только порядок привлечения к административной ответственности руководителя за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

В данном случае субъектом
ответственности выступает страхователь - юридическое лицо.

Ответственность страхователя за нарушение срока представления отчетности в 2002 году регулировалась ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“.

Названным Законом предусмотрено применение ответственности к страхователям вне рамок законодательства об административных правонарушениях по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, данная ответственность является самостоятельной, отличной от административной.

Вместе с тем штраф не подлежал взысканию по следующим основаниям.

Как указано выше, взыскание штрафа за нарушение установленного срока представления отчетности (сведений) в исполнительный орган ФСС России производится в порядке, предусмотренном ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.

В силу ст. 115 названного Кодекса требование о взыскании санкций может быть заявлено не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 37 Постановления от 28.02.01 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснил следующее. Исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает составление акта (п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 101.1). Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок в этих случаях должен исчисляться
со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Согласно ст. ст. 17, 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, п. 13 Правил исчисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.00 N 184, ответственность по установленной страховщиком форме представляется страхователем в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Таким образом, о нарушении Обществом срока представления отчетности за 1 полугодие 2002 года органу социального страхования должно было стать известно 16.07.02. Установленный ст. 115 НК РФ срок давности взыскания штрафа за нарушение срока представления расчетной ведомости истекал 16.01.03. С заявлением о взыскании штрафа МРО ФСС России обратилось 21.01.03.

В связи с истечением срока давности взыскания санкций штраф не мог быть взыскан.

Поскольку вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного МРО ФСС России требования является правильным, суд кассационной инстанции не находит оснований для его изменения.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.03.03 по делу N А40-7116/03-96-110 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.