Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 22.04.2003 N КА-А40/2171-03 Возмещение НДС производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. При нарушении сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 22 апреля 2003 г. Дело N КА-А40/2171-03

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Производство по обработке отходов цветных металлов“ (далее - ООО “ОЦМ“) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Центральному административному округу г. Москвы (далее - Налоговой инспекции) об обязании возместить из бюджета налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 4919100 руб. по экспортным операциям за июнь 2001 г.

Решением от 24.12.02 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-42789/02-115-500,
оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.02.03 г., исковое требование удовлетворено. При этом суд исходил из того, что ООО “ОЦМ“ произведен экспорт товаров, и в соответствии с положениями ст. ст. 151, 164, 165, 176 Налогового кодекса Российской Федерации представлены в налоговый орган необходимые документы для обоснования льготы по налогообложению экспортируемых за пределы таможенной территории РФ, поэтому требование о возмещении НДС является правомерным.

В кассационной жалобе Налоговая инспекция, ссылаясь на несоответствие принятых по делу судебных актов нормам материального и процессуального права, просит решение и постановление суда по делу отменить и отказать ООО “ОЦМ“ в удовлетворении искового требования. В обоснование чего приводятся доводы:

- ООО “ОЦМ“ обратилось с требованием об обязании возместить налог, однако не обжаловало вынесенное налоговым органом решение об отказе истцу в возмещении НДС, поэтому данный акт Налоговой инспекции является действительным и законным;

- основанием для отказа в применении ставки 0% послужило сообщение Астраханской таможни о неподтверждении вывоза товара на экспорт по ГТД N 18209/210601/0002730.

В судебном заседании представитель Налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ООО “ОЦМ“ возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах и в отзыве на кассационную жалобу.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и возражений на них, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований к их отмене.

Судом установлено, что ООО “ОЦМ“ осуществило экспорт товара за пределы таможенной территории Российской Федерации и представило в Налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за июнь 2001 г. и документы, подтверждающие его право на возмещение из бюджета суммы НДС при
налогообложении по ставке 0%.

По результатам камеральной налоговой проверки представленных документов Налоговой инспекцией вынесено решение от 19.10.01 г. без номера об отказе ООО “ОЦМ“ в возмещении НДС в сумме 4919100 руб.

Основанием для отказа послужило сообщение Астраханской таможни о том, что по представленной ГТД N 18209/210601/0002730 не подтверждается фактический вывоз товара в таможенном режиме экспорта.

Иных оснований к отказу в возмещении налога данное решение Налоговой инспекции не содержит.

Удовлетворяя требование ООО “ОЦМ“ об обязании Налоговой инспекции произвести возмещение заявленной суммы налога, судебные инстанции обоснованно исходили из признания за ним права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0%.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации указанных товаров для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке, грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных
органов, подтверждающих вывоз товара за пределы территории Российской Федерации.

ООО “ОЦМ“ в соответствии с требованиями п. 1 ст. 165 НК РФ подтвердило, и Налоговая инспекция не оспаривает, факты помещения под таможенный режим экспорта и вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации - в Иран - товара (ограждений сборных из латуни), указанного в экспортном контракте от 09.04.01 г. N OU-09/04 с фирмой “AnTex LLC“ (США).

Согласно п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи.

В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 названного Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

Налоговая инспекция не оспаривает факта представления ООО “ОЦМ“ отдельной декларации по ставке 0% за июнь 2001 года, полного пакета приведенных в статье 165 НК РФ документов, подтверждающих факт экспорта реализованных им товаров, а также предусмотренных статьями 171 - 172 НК РФ счет-фактур, составленных в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ, и платежных документов, которые подтверждают факт уплаты поставщикам товаров (работ, услуг) сумм НДС,
предъявленных к вычету.

Доводы Налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, ранее были предметом проверки суда и получили надлежащую правовую оценку.

Разрешая довод ответчика о том, что не обжалованным решением налогового органа установлено неправомерное применение истцом ставки 0%, суд правильно указал, что наличие данного решения Налоговой инспекции не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования об обязании произвести возмещение налога.

Кроме того, поскольку в Налоговом кодексе РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обратиться в суд с требованием о возложении на налоговый орган обязанности по возмещению налога независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа об отказе в возмещении налога.

Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В связи с вышеизложенным, обсуждаемый довод кассационной жалобы является необоснованным.

Довод кассационной жалобы о том, что основанием для отказа в применении ставки 0% послужило сообщение Астраханской таможни о неподтверждении вывоза товара на экспорт по ГТД N 18209/210601/0002730, также не принимается судом кассационной инстанции, поскольку не влияет на правильность вывода суда по заявленному требованию.

Письмами от 06.08.01 г. N 05-16/5946 и от 01.08.01 г. N 05-16/5844 Астраханская таможня в связи с проводимой проверкой фактического вывоза товаров обратилась с просьбой о приостановлении ранее предоставленных подтверждений, в том числе по названной ГТД.

Однако, как следует из письма данной таможни от 18.10.02 г. N 03-03-10/12122 (л. д. 74), ГТД N 18209/210601/0002730 была подана 21.06.01 г., прошла таможенный контроль, товар выпущен в режиме экспорта, груз досмотрен, погружен на борт теплохода “Капитан Езовитов“ и
вывезен в Иран. В связи с тем, что в грузовом плане судна не было указано наименование товара, в отношении ООО “ОЦМ“ заведено дело о таможенном правонарушении, которое рассмотрено Советским судом г. Астрахани 08.08.02 г., производство по делу прекращено по п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ.

Поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления Астраханской таможней своего подтверждения, устранены, довод Налоговой инспекции об отсутствии права на возмещение налога у истца в связи с имевшим место сообщением таможенного органа о приостановлении подтверждения факта вывоза товара на экспорт, является необоснованным.

Иных доводов в кассационной жалобе Налоговой инспекции не приводится.

Суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанций установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК Российской Федерации, применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены. С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286, 287 ч. 1 п. 1, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.12.2002 и постановление апелляционной инстанции от 20.02.2003 по делу N А40-42789/02-115-500 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 10 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.