Решения и постановления судов

Постановление ФАС Московского округа от 27.02.2003 N КА-А40/582-03 Порядок налогообложения, освобождение субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки, рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 27 февраля 2003 г. Дело N КА-А40/582-03

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Столичный ювелирный завод“ (далее - ООО “СЮЗ“) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции МНС РФ N 15 по Северо-Восточному административному округу г. Москвы (далее - Инспекция) о признании недействительным ее решения от 30.07.02 N 1103 в части привлечения к налоговой ответственности относительно применения льготы по налогу на прибыль в III и IV кварталах 2001 года как малого предприятия, НДС за август и октябрь 2001 года и начисления за эти
периоды суммы налогов, пени и штрафных санкций.

Решением от 09.10.02 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил иск, поскольку отсутствуют основания для привлечения Общества к налоговой ответственности в связи с наличием у налогоплательщика переплаты по налогу на добавленную стоимость за 2001 год и правомерным применением Обществом льготы по налогу на прибыль.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Законность судебного акта проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии решения об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом п. 4 ст. 1 Федерального закона от 10.01.97 N 13-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“.

Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Общества, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованный судебный акт подлежащим отмене в части признания недействительным решения налогового органа относительно применения налогоплательщиком льготы по налогу на прибыль за III и IV кварталы 2001 года и соответствующих доначислений сумм этого налога, пени и штрафных санкций.

Принимая решение по настоящему спору в указанной части, суд исходил из недоказанности факта занижения налогоплательщиком налога на прибыль по итогам 2001 года, в связи с
правомерным применением Обществом как малым предприятием льготы по этому налогу в I и II кварталах 2001 года. Дальнейший переход Общества на ежемесячные расчеты с бюджетом по налогу на прибыль в связи с увеличением численности его работников (свыше 100 человек) за 2001 год, по мнению суда, не является основанием для пересчета налогооблагаемой базы за налоговый период, исходя из среднесписочной численности работников за 2001 год, поскольку Общество льготу по налогу на прибыль в последующие кварталы 2001 года не применяло.

Данный вывод суда является ошибочным и основан на неправильном исчислении налогового периода данного вида налога.

Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии со ст. 55 названного Кодекса, определение налоговой базы и исчисление суммы налога, подлежащего уплате, производится по окончании налогового периода, который равен году или иному периоду времени применительно к отдельным налогам.

В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 8 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“ (регулирующей порядок исчисления и сроки уплаты налога на прибыль) предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы
прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога.

Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года.

Исчисление фактической суммы налога на прибыль производится на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемой ежемесячно нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.

Исходя из приведенных положений Закона, исчисление и уплата налога на прибыль должны производиться нарастающим итогом в течение нескольких отчетных периодов: месяца, квартала, полугодия, девяти месяцев и года. При этом отчетным периодом, в течение которого окончательно определяется налогооблагаемая база, на основе которой исчисляется фактическая сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, является год.

С учетом же того обстоятельства, что по окончании отчетного периода определяется налоговая база и исчисляется фактическая сумма налога, подлежащая уплате, отчетный период по налогу на прибыль одновременно является и налоговым, а поскольку льготы по налогу на прибыль учитываются при исчислении налога на прибыль и налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом, исходя
из фактической прибыли в течение налогового (отчетного) периода, то и фактически произведенные затраты и расходы для целей предоставления льготы по налогу на прибыль должны учитываться, если они имели место в отчетном периоде.

Согласно ст. 9 Закона РФ от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ порядок налогообложения, освобождение субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки, рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.

Пунктом 1.1.5 Инструкции от 15.06.2000 N 62 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций“ определено, что для целей налогообложения плательщика критерии отнесения к малым предприятиям определяются исходя из фактических показателей за соответствующие периоды нарастающим итогом с начала года.

Судом установлено и это не оспаривается Обществом, что среднесписочная численность работников в ООО “СЮЗ“ за 2001 год составила 116 человек.

В связи с чем Общество утратило статус малого предприятия, определенного Законом РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“, поэтому не вправе применять льготу по налогу на прибыль по итогам налогового периода 2001 года.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда г. Москвы в указанной части от 09.10.02 подлежит отмене.

Доводов относительно законности судебного акта по налогу на добавленную стоимость кассационная жалоба не содержит.

В связи с тем, что обстоятельства дела установлены судом на основании
имеющихся в нем материалов с достаточной полнотой, однако судом неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции находит возможным принять новое решение, отказав в иске в части признания недействительным решения ИМНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы от 30.07.02 N 1103 “О привлечении к налоговой ответственности относительно применения налогоплательщиком льгот по налогу на прибыль и соответствующих доначислений сумм налога, пени и штрафных санкций“.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 октября 2002 года по делу N А40-31947/02-14-247 в части признания недействительным решения Инспекции МНС РФ N 15 по СВАО г. Москвы от 30.07.02 N 1103 относительно применения льготы по налогу на прибыль за III и IV кварталы 2001 года и соответствующих доначисленных сумм налога, пени и штрафных санкций отменить и в указанной части иска отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.