Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 16.01.2003 N КА-А40/8774-02 С 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами. В отношении налогоплательщиков этого налога (взноса) налоговые органы осуществляют взыскание штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 января 2003 г. Дело N КА-А40/8774-02

(извлечение)

Управление Пенсионного фонда по г. Москве (далее - ОПФР по г. Москве) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с ООО “У1 Рулеток“ 5000 руб. штрафа за несвоевременную регистрацию в органах названного фонда.

Решением от 22 июля 2002 исковые требования удовлетворены, с ответчика взыскан штраф в размере 5000 руб.

Не согласившись с выводами суда ответчик настаивает на отмене судебного акта, мотивируя тем, что судом неправильно применены нормы материального права, а именно главы 14, 15 Налогового кодекса
РФ, ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. По мнению заявителя кассационной жалобы срок постановки на учет в органах пенсионного фонда не нарушен. Ошибочный вывод о привлечении к ответственности, сделан в связи с неприменением подлежащего применению Закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете“, в силу ст. 15 которого регистрация производится в месячный срок с момента постановки на учет в налоговом органе.

Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене, по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 288 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.

Из установленных судом обстоятельств по делу усматривается, что ООО “ У1 Рулеток“ зарегистрировано Московской областной регистрационной палатой в качестве предпринимателя 21.05.2002, заявление о регистрации ее в качестве страхователя подано 28.06.2002 г.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации N 167 ФЗ от 15.12.2001 г. “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и производится в тридцатидневный срок. Обязанность по регистрации в качестве страхователя в органах ПФ Российской Федерации возникла с момента вступления ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ в законную силу, а именно 20.12.01 г.

В связи с допущенным нарушением указанной нормы и на основании акта от 28.06.02 г. ООО “ У1 Рулеток“ направлено требование об уплате 5000 руб. суммы штрафа и принято решение N 48 о взыскании указанной суммы штрафа.

Судом при разрешении спора не учтено то обстоятельство, что в силу закона у
органа пенсионного фонда отсутствуют полномочия на взыскание штрафных санкций.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 25 названного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. В силу п. 2 указанной статьи Закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют взыскание недоимки по страховым взносам и пеней.

Таким образом, законодатель ограничил правомочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации взысканием недоимки и пени. Право на взыскание штрафа этим Законом не предоставлено.

При таких обстоятельствах орган Пенсионного фонда, установив нарушения закона, обязан был сообщить об этом налоговому органу, обладающему правом взыскания штрафных санкций при осуществлении контрольных функций.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (с изменениями) “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (в числе которых назван Пенсионный фонд Российской Федерации), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами. В отношении налогоплательщиков этого налога (взноса) налоговые органы осуществляют взыскание штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований для взыскания штрафных санкций на
основании решения органа пенсионного фонда.

Поскольку судом при разрешении спора фактические обстоятельства по делу установлены на основании полного и объективного доказательства и дополнительного их исследования не требуется, а ошибочность выводов суда связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции счел возможным принять новое решение по делу.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 1 ноября 2002 г. по делу N А40-37331/02-14-334 отменить. В удовлетворении исковых требований ГУ ОПФР РФ по г. Москве отказать.