Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 27.12.2002 N КА-А40/8536-02 Затратами, связанными с улучшением экологической обстановки в городе и принимаемыми при предоставлении льгот по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет города Москвы, считаются средства предприятий и организаций, направленные организациям, уполномоченным Правительством Москвы на финансирование мероприятий по улучшению экологической обстановки в городе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 27 декабря 2002 г. Дело N КА-А40/8536-02

(извлечение)

Иск заявлен ЗАО “Центурион“ к Инспекции МНС России N 35 по Зеленоградскому административному округу г. Москвы о признании недействительным решения от 13.06.2002 г. N 164, которым Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неправомерное уменьшение в 2000 г. подлежащего уплате налога на прибыль на сумму затрат, направленных на улучшение экологической обстановки в городе в соответствии с Законом г. Москвы от 18.06.1997 г. N 19 “О ставках и льготах по налогу на прибыль“.

Решением
Арбитражного суда г. Москвы от 22.08.2002 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.10.2002 г., иск удовлетворен. Суд исходил из того, что налогоплательщиком доказано наличие фактически произведенных затрат на финансирование мероприятий, направленных на реализацию целевых программ по улучшению экологической обстановки в городе, следовательно, выполнены условия применения льготы в соответствии с Законом г. Москвы от 18.06.1997 г. N 19.

На судебные акты налоговым органом подана кассационная жалоба, в которой ответчик просит решение и постановление суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указывая на то, что Фонд экологизации транспорта “Мосэкотранс“ превысил лимит затрат, налогоплательщиком не выяснено исполнение Фондом положения о лимитах перед перечислением денежных средств на улучшение экологической обстановки в г. Москве, поэтому Обществом неправомерно уменьшена налогооблагаемая база по налогу на прибыль на сумму затрат, направленных на улучшение экологической обстановки в г. Москве в размере 271700 руб.

В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы ответчика по основаниям, изложенным в судебных актах.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца и обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, поскольку превышение Фондом в 2000 г. установленного Правительством г. Москвы лимита не влияет на правомерность использования налогоплательщиком льготы, так как данное условие ее предоставления не установлено дефисом 5 п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 18.06.1997 г. N 19.

Как видно из материалов дела и установлено судом, согласно Договору от 12.01.2000 г. N И-23, заключенному ЗАО “Центурион“ с Фондом экологизации транспорта “Мосэкотранс“, Общество в 2000 г. перечислило денежные средства в сумме 271700 руб. на выполнение
мероприятий, направленных на снижение вредного влияния автотранспорта на экологическую обстановку в г. Москве в 2000 г.

Руководствуясь дефисом 5 п. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 18.06.1997 г. N 19, Общество применило льготу по налогу на прибыль, уменьшив сумму налога, подлежащую зачислению в доход городского бюджета на величину фактически произведенных расходов, связанных с улучшением экологической обстановки в г. Москве.

Инспекция считает, что Общество неправомерно воспользовалось данной льготой в части уменьшения подлежащего уплате налога на сумму 271700 руб., перечисленных Фонду после исчерпания данной уполномоченной Правительством г. Москвы организацией лимита целевых затрат на 2000 год, в связи с чем налогоплательщик был привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ему был доначислен налог на прибыль и взысканы пени и штраф за несвоевременную уплату налога.

Признавая решение налогового органа недействительным, суд правомерно руководствовался подпунктом 1 ст. 2 Закона г. Москвы “О ставках и льготах по налогу на прибыль“ от 18.06.1997 г. N 19, согласно которому предприятиям и организациям, расположенным на территории города Москвы, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности при исчислении налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет города Москвы, предоставляются следующие льготы: сумма налога на прибыль уменьшается на величину фактически произведенных затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе (по перечню затрат, определяемых Москомприродой и ежегодно утверждаемых Правительством Москвы).

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 28.12.1999 г. N 1202 “О перечне затрат, связанных с улучшением экологической обстановки в городе Москве“ с 01.01.2000 г. считаются затратами, связанными с улучшением экологической обстановки в городе и принимаемыми при предоставлении льгот по
налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет города Москвы, средства предприятий и организаций, направленные организациям, уполномоченным Правительством Москвы на финансирование мероприятий по улучшению экологической обстановки в городе.

Пунктом 2 названного Постановления в качестве такой уполномоченной организации определен Фонд экологизации транспорта “Мосэкотранс“. Этим же Постановлением утверждены уполномоченным организациям перечни лимитов затрат на проведение в 2000 г. мероприятий по улучшению экологической обстановки в городе Москве (п. 3 вышеуказанного Постановления).

Таким образом, из текста Постановления Правительства Москвы от 28.12.1999 г. N 1202 следует, что лимит затрат на проведение соответствующих мероприятий установлен не для предприятия, направляющего средства уполномоченной организации, а для самой уполномоченной организации.

Кроме того, Постановлением Правительства г. Москвы от 29.12.1998 г. N 1025 для уполномоченных организаций утвержден перечень объемов затрат, направляемых на мероприятия, связанные с улучшением экологической обстановки в городе, а не лимиты перечисляемых Фонду инвесторами средств или привлечения средств исполнителями программы.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Москвы от 28.12.1999 г. N 1202 предусмотрена возможность использования в последующем периоде средств, поступивших в текущем периоде и не использованных до его окончания, что также следует из Письма Фонда экологизации транспорта “Мосэкотранс“ от 20.03.2001 г. N 186 (л. д. 12), в котором организации-инвестору сообщается о возможности расходования в последующих периодах денежных средств, направленных после превышения лимита, установленного Фонду Постановлением Правительства г. Москвы от 28.12.1999 г. N 1202.

В соответствии со ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается лишь виновно совершенное деяние налогоплательщика при наличии в его действиях признаков противоправности. При исчерпании лимита уполномоченной организацией налогоплательщик, добросовестно направивший средства целевым назначением в установленном размере, не может нести
ответственности за действия этой организации, превысившей размер установленного лимита.

Ссылка налогового органа на недобросовестность налогоплательщика кассационной инстанцией не принимается, поскольку, по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков, пока не доказано обратное. В силу п. 1 ст. 65 АПК РФ лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.

Судом установлено и подтверждается материалами дела наличие фактического взноса целевого назначения налогоплательщика - инвестора на улучшение экологической обстановки в г. Москве. Инспекцией не представлено доказательств, опровергающих данное обстоятельство.

Утверждение в кассационной жалобе о том, что налогоплательщик перед перечислением Фонду средств на указанные цели имел возможность получить информацию об исполнении Фондом положения о лимитах, сделано без учета того, что данная обязанность организации-инвестора не установлена законом. Закон г. Москвы от 18.06.1997 г. N 19 и Постановление Правительства г. Москвы от 28.12.1999 г. N 1202 не содержат норм по контролю инвестором соблюдения лимита целевых средств получателями денежных средств.

Ссылка Ответчика на нормативный характер акта выездной налоговой проверки Фонда экологизации транспорта “Мосэкотранс“, влекущий распространение установленных в акте фактов и на иные организации, кроме Фонда, противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 100 НК РФ данным актом оформляются результаты выездной налоговой проверки, которая является одной из форм налогового контроля налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Таким образом, акт, составленный по результатам выездной налоговой проверки Фонда экологизации транспорта “Мосэкотранс“, касается деятельности конкретного налогоплательщика, в отношении которого
осуществлялась проверка. Указанный документ лишен основных признаков нормативно - правового акта, поскольку не содержит норм права и не адресован неопределенному кругу лиц.

При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанций о правомерности применения истцом льготы по налогу на прибыль, предусмотренной дефиса 5 п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 18.06.1997 г. N 19, соответствует материалам дела и основан на законе.

Оснований для отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22 августа 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 24 октября 2002 года Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-25443/02-117-284 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 35 по Зеленоградскому административному округу г. Москвы - без удовлетворения.