Постановление ФАС Московского округа от 02.12.2002 N КА-А40/7893-02 Суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя, т.к. на момент совершения правонарушения закона, предусматривающего ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, принято не было.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 декабря 2002 г. Дело N КА-А40/7893-02
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Обществу с ограниченной ответственностью “Правовое бюро “Де Юро“ с иском о взыскании штрафа в размере 5000 руб. за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя в Фонд социального страхования.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2002 г. в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит об отмене судебного акта в связи с тем, что судом нарушены нормы материального права, а именно: ст. 8 ФЗ N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования на 2002 г.“ от 11.02.2002 г., ч. 1 ст. 116 НК РФ.
Арбитражный суд неправомерно не применил ст. 8 ФЗ N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования на 2002 г.“.
Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, вынесенного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, ООО “Правовое бюро “Де Юро“ решением Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 63 от 18.03.2002 г. привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 5000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что положения статьи 8 ФЗ N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования на 2002 г.“ к ответчику применяться не могут и он не подлежит ответственности по ч. 1 ст. 116 НК РФ.
Федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования на 2001 г.“ такой ответственности не предусматривает.
В силу п. 4 ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса РФ, законодательные акты, устраняющие ответственность налогоплательщика, либо иным образом улучшающие их положение имеют обратную силу. Эта норма Закона согласуется с положениями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.
Доводы жалобы, что ответчик подлежит ответственности по ст. 8 ФЗ N 17-ФЗ от 11.02.2002 г. “О бюджете Фонда социального страхования на 2002 г.“, нельзя признать правильными, поскольку ежегодно принимаемые законы “О бюджете Фонда социального страхования“ носят срочный характер и действуют в тот период, на который они приняты.
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
При таких обстоятельствах, правильными являются выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения ответчика к административной ответственности за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя.
Руководствуясь ст. ст. 176, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.08.2002 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А-40-27526/02-114-328 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.