Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 20.11.2002 N КА-А40/7630-02 Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 ноября 2002 г. Дело N КА-А40/7630-02

(извлечение)

Московское Региональное отделение Фонда социального страхования обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Обществу с ограниченной ответственностью “КРАТОС“ с иском о взыскании штрафа в размере 10000 руб. за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе в качестве страхователя более чем на 90 дней.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2002 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.09.2002 г., в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит об отмене вынесенных судебных
актов в связи с тем, что судом нарушены нормы материального права, а именно: ст. 8 ФЗ N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования на 2002 г.“ от 11.02.2002 г.

По мнению заявителя, суд неправомерно не применил ст. 8 ФЗ N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования на 2002 г.“, так как ст. 24 вышеуказанного Закона устанавливает, что он вступает в силу с 01.01.2002 г.

Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, вынесенных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Как следует из материалов дела, ООО “КРАТОС“ решением Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 16 от 15.01.2002 г. привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 10000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний более чем на 90 дней.

Отказывая в иске о взыскании штрафа, суд первой инстанции правильно исходил из того, что за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя ответчик не подлежит ответственности на основании ст. 116 НК РФ.

Федеральный закон “О бюджете фонда социального страхования на 2001 г.“ такой ответственности не предусматривает.

В силу п. 4 ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса РФ, законодательные акты, устраняющие ответственность налогоплательщика либо иным образом улучшающие их положение, имеют обратную силу. Эта норма Закона согласуется с положениями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.

По делу видно, что ответчик прошел регистрацию в Московской регистрационной палате 03.11.1992 г. С заявлением о регистрации в качестве страхователя он обратился 15.01.2002 г. Закона, предусматривающего ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве
страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2001 год принято не было.

Доводы жалобы, что ответчик подлежит ответственности по ст. 8 ФЗ N 17-ФЗ от 11.02.2002 г. “О бюджете Фонда социального страхования на 2002 г.“, нельзя признать правильными, поскольку ежегодно принимаемые законы “О бюджете Фонда социального страхования“ носят срочный характер и действуют в тот период, на который они приняты.

В соответствии со ст. 54 Конституции РФ, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

В соответствии со ст. 6 “О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов палат Федерального собрания“ N 5-ФЗ от 14.06.1994 г. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования в РФ на 2002 г.“ N 17-ФЗ был опубликован 14.02.2002 г., поэтому ответственность по данному Закону за нарушение срока подачи заявления о регистрации в качестве страхователя может быть применена только с 25.02.2002 г.

Ответчик обратился с заявлением о постановке на учет в качестве страхователя до вступления Федерального закона N 17-ФЗ в силу, поэтому не может быть на основании ст. 8 данного Закона привлечен к ответственности.

Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона “О введении ч. II Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ “О налогах“, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога
(взноса) и уплачиваются в соответствии с ФЗ от 24.07.98 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Согласно ст. 19 названного Закона в случае уклонения от регистрации у страховщика в качестве страхователя лица, занимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации с начислением пени в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки.

При таких обстоятельствах выводы суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для привлечения ответчика к административной ответственности за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя являются правильными.

Руководствуясь ст. ст. 176, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.07.2002 г. и постановление апелляционной инстанции от 24.09.2002 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А-40-24094/02-76-293 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.