Решения и постановления судов

Постановление ФАС Московского округа от 04.11.2002 N КА-А41/7338-02 С 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в Пенсионный фонд РФ), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 ноября 2002 г. Дело N КА-А41/7338-02

(извлечение)

Управление Пенсионного фонда России по Волоколамскому району обратилось в Арбитражный суд Московской области к предпринимателю Антонову А.В. с иском о взыскании штрафа за нарушение срока регистрации в органе Пенсионного фонда.


Решением Арбитражного суда Московской области от 01.07.2002 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.08.2002 г., в удовлетворении иска отказано в связи с тем, что Федеральный закон N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“, на основании которого на ответчика был наложен штраф, не действовал на момент привлечения предпринимателя к ответственности. Кроме того, истец не обладал правом на обращение в арбитражный суд.

Не согласившись с судебными актами, УПФР по Волоколамскому району в кассационной жалобе просит об отмене, как вынесенных с нарушением норм материального права, а именно: ст. ст. 11, 27 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“, ст. ст. 82, 104 НК РФ.

По мнению заявителя, неправомерным является вывод арбитражного суда о том, что истец не вправе привлекать страхователей к ответственности, предусмотренной Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“, так как в силу п. 2 ст. 82 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.

Как видно из материалов дела, ПБОЮЛ Антонов А.В. зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате 06.09.2001 г.

С заявлением о регистрации в орган Пенсионного фонда РФ он обратился 06.11.2001 г.

Решением от 08.05.2002 г. N 5 УПФР по Волоколамскому району ответчик привлечен к ответственности в виде штрафа за неисполнение Требования об уплате страховых взносов (л. д. 7)

Однако из Требования N 6 от 25.04.2002 г. следует, что оно было составлено на основании акта, которым установлено иное правонарушение, а именно: несвоевременная регистрация ответчика в органах Пенсионного фонда.


В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 25 вышеуказанного Закона установлено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. В силу п. 2 ст. 25 ФЗ N 167-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации могут осуществлять только взыскание недоимки по страховым взносам и пеней.

Право на взыскание штрафа за несвоевременную регистрацию в органе Пенсионного фонда у истца отсутствует.

В соответствии со статьей 9 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000 г. “О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“ с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды.


Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Поэтому, истец не вправе был налагать на ответчика взыскание и обращаться в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа.

Руководствуясь ст. ст. 176, 284, 286, 287, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.07.2002 г. и постановление апелляционной инстанции от 28.08.2002 г. по делу N А41-К2-7822/02 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.