Решения и постановления судов

Постановление ФАС Московского округа от 04.11.2002 N КА-А40/7944-02 Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются налогами и сборами, и к этому виду страхования не применяются нормы о мерах ответственности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 ноября 2002 г. Дело N КА-А40/7944-02

(извлечение)

Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ООО “Лима - Трейд“ 5000 руб. штрафа за несвоевременную подачу заявления о постановке на учет в исполнительном органе ФСС России.


Решением от 12.08.02 в иске отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МРО ФСС России подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное.

В судебном заседании представитель истца поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Ответчик извещен о месте и времени судебного разбирательства по жалобе по известному суду адресу.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного акта суда первой инстанции.

ООО “Лима - Трейд“, зарегистрированное 13.12.01 МРП в качестве юридического лица, 16.01.02 подало заявление о регистрации его в качестве страхователя.

Решением от 11.03.02 N 62 орган социального страхования привлек названное общество к ответственности по п. 1 ст. 116 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 10 Федерального закона от 02.01.00 N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС России в виде штрафа в сумме 5000 рублей.

В связи с неоплатой штрафа в добровольном порядке МРО ФСС России обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании его в судебном порядке.

Арбитражный суд г. Москвы отказал во взыскании штрафа, сославшись на неприменение к спорным правоотношениям ответственности, установленной ст. 10 Федерального закона от 02.01.00 N 24-ФЗ и ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ.


Суд кассационной инстанции считает правильным вывод первой судебной инстанции, сделанный по настоящему делу.

Согласно ст. ст. 9, 11 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“, Федерального закона от 12.02.01 N 7-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год“ в 2001 году к страхователям от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не применялась ответственность, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“ органам социального страхования предоставлена возможность применять к страхователям штрафные санкции в размерах, установленных ч. 1 названного Кодекса за аналогичные налоговые правонарушения, в т.ч. за нарушение страхователем сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда.

В ст. 54 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что закон, устанавливающий или смягчающий ответственность, не имеет обратной силы. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14.06.94 N 5-ФЗ “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания“ официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в “Парламентской газете“.


В ст. 6 этого Закона записано, что федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Федеральный закон от 14.02.02 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“ в тот же день был опубликован в “Российской газете“.

В связи с изложенным является верным утверждение первой судебной инстанции о том, что на момент совершения правонарушения ответственность за него отсутствовала, т.к. в части, касающейся применения ответственности, Закон N 17-ФЗ вступил в силу в общеустановленном порядке 25.02.02.

Ссылка в решении МРО ФСС России от 11.03.02 N 62 на ст. 10 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“ как на основание привлечения ООО “Лима - Трэйд“ к ответственности является неосновательной.

На момент вынесения истцом решения о привлечении общества к ответственности норма, предусматривающая возможность применения налоговой ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в исполнительном органе ФСС России, прекратила свое действие в связи с истечением финансового года.


При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного судебного решения.

Утверждение в жалобе на неправильное определение судом срока вступления в законную силу Федерального закона N 17-ФЗ отклоняется как необоснованное. Вывод суда соответствует требованиям Конституции Российской Федерации, определяющей порядок применения ответственности за правонарушение.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.02 по делу N А40-26972/02-127-90 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.