Решения и постановления судов

Постановление ФАС Московского округа от 21.10.2002 N КГ-А40/6419-02 Основанием для признания ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 октября 2002 г. Дело N КГ-А40/6419-02

(извлечение)

Администрация Дмитровского района Московской области обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологии Российской Федерации о признании частично недействительными ненормативных актов: Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 20.03.2002 N 684-р в части реорганизации ФГУП “НИЦИАМТ“ в форме присоединения к ФГУП “НАМИ“; Приказа Министерства промышленности науки и технологии Российской Федерации от 02.04.2002 N 91 в части реорганизации ФГУП “НИЦИАМТ“ в форме присоединения к ФГУП “НАМИ“.

В
качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Правительство Московской области, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, ФГУП “НИЦИАМТ“, ФГУП “НАМИ“.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.06.02 по делу N А40-14486/02-92-80 в удовлетворении исковых требований отказано ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 13 ГК РФ.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.20 решение суда от 04.06.02 по делу N А40-14486/02-92-80 оставлено без изменения.

В кассационных жалобах на решение от 04.06.02 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.02 по делу N А40-14486/02-92-80 Администрация Дмитровского района Московской области просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, Правительство Московской области и ФГУП “НИЦИАМТ“ просят в удовлетворении иска отказать и принять новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

В отзыве на поданные кассационные жалобы ФГУП “НАМИ“ просит в их удовлетворении отказать, считая судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационных жалоб - несостоятельными.

В заседании кассационной инстанции представители Администрации Дмитровского района Московской области, Правительства Московской области и ФГУП “НИЦИАМТ“ поддержали доводы кассационных жалоб, представители Министерства промышленности науки и технологии Российской Федерации и ФГУП
“НАМИ“ возражали против их удовлетворения. Представители Министерства имущественных отношений РФ, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Правительства Российской Федерации в заседание не явились. О времени и месте слушания кассационной жалобы уведомлены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и представленного на них отзыва, заслушав представителей лиц, явившихся в заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании частично недействительными ненормативных актов: Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 20.03.2002 N 684-р в части реорганизации ФГУП “НИЦИАМТ“ в форме присоединения к ФГУП “НАМИ“; Приказа Министерства промышленности науки и технологии Российской Федерации от 02.04.2002 N 91 в части реорганизации ФГУП “НИЦИАМТ“ в форме присоединения к ФГУП “НАМИ“, суд исходил из следующих обстоятельств, подтвержденных материалами дела и основанными на действующем законодательстве.

ФГУП “НИЦИАМТ“ и ФГУП “НАМИ“ являются объектами федеральной собственности согласно п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1. Согласно Перечню организаций, находящихся в ведении Минпромнауки РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 N 812, эти предприятия отнесены к ведению Минпромнауки. Функции учредителей этих предприятий, согласно положениям их уставов, осуществляют Минпромнауки РФ и Минимущество РФ.

Постановлением Правительства РФ от
10.02.94 N 96 Минимуществу РФ предоставлены полномочия по принятию решений о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий, не предусматривающих изменения их формы собственности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления) - Минэкономразвития РФ и (или) МАП РФ.

Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что реорганизация ФГУП “НИЦИАМТ“ в форме присоединения к ФГУП “НАМИ“ была произведена в соответствии с их уставами и ст. 57 ГК РФ полномочными органами исполнительной власти в пределах предоставленных им полномочий.

Судом обоснованно указано на то, что довод истца о том, что вопрос о реорганизации федерального унитарного предприятия должен согласовываться с местными органами власти, является несостоятельным, поскольку это не предусмотрено законом, а согласование с органами исполнительной власти субъектов федерации требуется лишь при создании и ликвидации такого предприятия согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.02.94 N 96.

При указанных обстоятельствах вывод суда о том, что оспариваемыми актами не нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы истца и третьих лиц, то есть отсутствуют правовые основания в силу ст. 13 ГК РФ для признания недействительными оспариваемых ненормативных актов, является законным и обоснованным.

Кассационной инстанцией не усматривается нарушений применения норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемых судебных
актов и могущих служить основанием для их отмены.

Доводы кассационных жалоб внимательно изучены судом. Однако они опровергаются установленными по делу обстоятельствами, материалами, представленными в деле, и не основаны на надлежащем толковании действующего законодательства, а потому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.06.02 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 07.08.02 по делу N А40-14486/02-92-80 оставить без изменения, а кассационные жалобы Правительства Московской области, Главы Дмитровского района Московской области и ФГУП “НИЦИАМТ“ - без удовлетворения.