Решения и постановления судов

Постановление ФАС Московского округа от 21.10.2002 N КА-А40/7110-02 Органы Фонда социального страхования РФ с 01.01.2001 не обладают полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию налоговых санкций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 октября 2002 г. Дело N КА-А40/7110-02

(извлечение)

Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО “Туристическая компания ЮНИТРАНС“ о взыскании штрафа в размере 5000 рублей за нарушение установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС России.


Решением от 24.07.02 по делу N А40-22703/02-114-242 в иске отказано. В апелляционном порядке дело не пересматривалось.

В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит вышеназванный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. ст. 9, 30, 31, 34.1, п. 1 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, ст. 11 ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах“.

Извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела стороны своих представителей в суд не направили.

Законность решения Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке Федеральным Арбитражным судом Московского округа. Оснований для их отмены не найдено.

Как следует из материалов дела, ООО “Туристическая компания ЮНИТРАНС“, зарегистрированное в качестве юридического лица Московской регистрационной палатой 01.11.01, с заявлением о постановке на учет в качестве страхователя в исполнительный орган ФСС России обратилось 18.12.01.

Решением МРО ФСС России от 07.01.02 N 311/1 названное общество привлечено на основании п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ к ответственности в виде наложения штрафа в сумме 5000 рублей за нарушение сроков постановки на учет в страховом органе в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Разрешая спор, суд исходил из того, что в силу ст. 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ ответственность субъектов страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с 1 января 2001 года не регулируется НК РФ, а определяется специальным законом - Федеральным законом “Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“. Поэтому МРО ФСС РФ с указанного периода не обладает полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию налоговых санкций. Суд пришел к выводу о том, что ответчик необоснованно привлечен к ответственности по п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ за нарушение сроков регистрации в исполнительном органе ФСС России.

Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда правильными.


В соответствии со ст. ст. 9, 30, 34-1 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные вышеназванным Кодексом.

В соответствии со ст. ст. 9, 11 Федерального закона от 05.08.2000 с 01.01.2001 в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в эти фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом об этом виде социального страхования.

Суд обоснованно указал на то, что спорные правоотношения регулируются Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, пп. 1 п. 2 ст. 17 которого определена обязанность регистрации плательщиков страховых взносов у страховщика. Последствия уклонения от регистрации предусмотрена ст. 19 этого же Закона.

В этой связи ответчик не может нести налоговую ответственность по п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ.

Ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ Российской Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, предоставляющую право органам ФСС России применять налоговую ответственность, несостоятельна. Данная правовая норма не является нормой прямого действия, а сам Закон применяется к правоотношениям, возникшим в 2000 году. Правонарушение, за которое истец привлек общество к ответственности, имело место в 2001 году. Действовавший в 2001 году Бюджетный закон не предусматривал применение финансовых санкций к плательщикам указанных страховых взносов за несвоевременное представление отчетности.


При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 июля 2002 г. по делу N А40-22703/02-114-242 оставить без изменения.