Решения и постановления судов

Постановление ФАС Московского округа от 18.10.2002 N КА-А41/7017-02 С 01.01.2001 в отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 октября 2002 г. Дело N КА-А41/7017-02

(извлечение)

Управление Пенсионного фонда России по городу Серпухову (далее - УПФР по г. Серпухову) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к предпринимателю Зейналовой О.В. о взыскании 10000 рублей штрафа за несвоевременную регистрацию в названном фонде в качестве страхователя.

Решением от 22.07.2002 иск удовлетворен. При этом суд исходил из того, что УПФР по г. Серпухову правомерно привлекло предпринимателя Зейналову О.В. к ответственности в соответствии со статьей 27 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации“.

Требования о проверке законности названного решения в кассационной жалобе предпринимателя Зейналовой О.В. основаны на том, что при разрешении возникшего спора арбитражным судом неверно применены нормы материального права.

Представитель ответчика в судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции доводы кассационной жалобы поддержал и просил обжалуемый судебный акт отменить, в иске отказать.

УПФР по г. Серпухову было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако представитель истца в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явился.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность решения от 22.07.2002, в том числе и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, установил, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта нормы материального права арбитражным судом первой инстанции применены неправильно.

Предпринимателю Зейналовой О.В., как установлено при судебном разбирательстве, по акту камеральной проверки от 29.03.2002 N 54 за нарушение срока регистрации в качестве страхователя в органе Пенсионного фонда Российской Федерации начислен штраф в размере 10000 рублей.

Требование об уплате этого штрафа в срок до 08.04.2002 предпринимателем Зейналовой О.В. не исполнено. Поэтому УПФР по г. Серпухову принято решение от 17.04.2002 N 45 о взыскании названного штрафа и предъявлен иск в арбитражный суд.

Арбитражный суд исходил из того, что штраф УПФР по г. Серпухову наложен в соответствии со статьей 27 Федерального закона
от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ за нарушение требований, предусмотренных статьей 11 этого Закона.

Однако вывод арбитражного суда первой инстанции является ошибочным, поскольку право налагать на страхователей штрафные санкции за нарушение требований статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ органам Пенсионного фонда законодательством не предоставлено.

В соответствии со ст. 2 названного Закона правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Органы внебюджетных фондов согласно части 2 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации обладают полномочиями налоговых органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Статья 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что органы внебюджетных фондов несут права и обязанности налоговых органов по налоговому контролю только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.00 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взыскание сумм штрафов по взносам в государственные социальные
внебюджетные фонды в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Налоговыми органами в силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ осуществляется контроль уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Органам Пенсионного фонда Российской Федерации этим законом предоставлено право только на взыскание недоимки по страховым взносам и пеней.

Таким образом, Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 167 ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ права Пенсионному Фонду Российской Федерации налагать штрафы на страхователей не предоставляет.

Следовательно, вывод арбитражного суда об обоснованности заявленного требования неправомерен.

Поскольку арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы права, а фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение от 22.07.2002 следует отменить и в иске отказать.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.07.2002 по делу N А41-К2-8787/02 Арбитражного суда Московской области отменить, в иске Управлению Пенсионного фонда по г. Серпухову отказать.