Решения и постановления судов

Постановление ФАС Московского округа от 18.10.2002 N КА-А41/6947-02 Суд удовлетворил исковые требования о признании недействительным договора о налоговых освобождениях и инвестициях в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов, т.к. действовавшее на момент заключения договора законодательство РФ не предусматривало право местных органов власти устанавливать льготы по федеральным налогам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 октября 2002 г. Дело N КА-А41/6947-02

(извлечение)

Прокурор комплекса “Байконур“ обратился в Арбитражный суд Московской области в защиту интересов государства и общества с иском к Администрации г. Байконур, ЗАО “Борт-М“, 3-е лицо - Министерство финансов РФ о признании недействительным договора N У-83/01 от 01.02.2001 о налоговых освобождениях и инвестициях, заключенного между Администрацией г. Байконур и ЗАО “Борт-М“ в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов.

По ходатайству Прокуратуры Московской области, на которую возложено обеспечение поддержания исковых требований Прокурора комплекса “Байконур“ в соответствии с Приказом Генерального
Прокурора РФ от 13.07.2001 N 41, судом первой инстанции к участию в деле в качестве истца привлечена ИМНС РФ по г. Байконур.

Решением суда от 20 июня 2002 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19 августа 2002 года, в иске отказано в связи с тем, что договор соответствует условиям Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе г. Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23.12.95 (далее - Соглашение); при заключении договора Глава Администрации г. Байконур действовал в рамках полномочий, предоставленных ему действующим законодательством РФ и международным договором; суд также сослался на вступившие в законную силу судебные акты по делам N А41-К2-9003/01; А41-К2-13460/01; А41-К2-19444/01.

Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационным жалобам Прокуратуры комплекса “Байконур“ и Прокуратуры Московской области, в которых заявители просят решение и постановление отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 12 Соглашения, а также на то, что ни Соглашение, ни действующее законодательство РФ не предусматривают возможность предоставления льгот, носящих индивидуальный характер.

Заявители также сослались на вступившее в законную силу Решение Верховного Суда РФ от 26.12.2001 по делу ГКПИ 2001-1759/1794, которым установлена
незаконность предоставления Главой Администрации г. Байконур льгот по федеральным налогам. ЗАО “Борт-М“ в отзыве и выступлении в заседании суда с доводами кассационных жалоб не согласился по основаниям, изложенным в судебных актах.

Администрация г. Байконур отзыва не представила, представитель Администрации от выступления в заседании суда отказался. Министерство финансов РФ отзыв не представило, представитель Минфина РФ доводы кассационных жалоб поддержал.

Представитель ИМНС РФ по г. Байконур в заседание не явился, ИМНС извещена о рассмотрении дела в соответствии с требованиями ст. ст. 122, 123, 124 АПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене на основании ч. ч. 1, 2 ст. 288 АПК РФ в связи с неправильным применением судом норм материального права.

01.02.2001 между Администрацией г. Байконур и ЗАО “Борт-М“ был заключен договор N У-83/1, согласно которому общество освобождалось полностью или частично от уплаты федеральных налогов с условием ежемесячных перечислений не менее 3% от суммы дохода, полученного в результате применения налоговых льгот, в целевые фонды развития города и комплекса Байконур.

В соответствии с п. 1.1.1 договора основанием его заключения является Соглашение между РФ и Республикой Казахстан о статусе г. Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23.12.95.

В соответствии с п. 1 ст. 7
Соглашения Глава Администрации г. Байконур предоставляет в соответствии с законодательством РФ налоговые и иные льготы предприятиям с учетом значения их деятельности для населения города в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета.

Приведенная норма международного договора в отличие от действующего налогового законодательства РФ предоставила Главе городской Администрации право установления налоговых льгот предприятиям, то есть ввела новый субъект, компетентный принимать решение о предоставлении таких льгот.

Остальные условия предоставления налоговых льгот Соглашение, как это следует из п. 1 ст. 7, связало с необходимостью соответствия их законодательству РФ.

Иное толкование п. 1 ст. 7 Соглашения, в том числе предложенное ответчиком и приведенное судом в тексте судебных актов, не соответствует буквальному содержанию указанной нормы международного договора, ввиду наличия в ней указания на предоставление налоговых льгот именно в соответствии с законодательством РФ.

Никакого особого режима налогообложения Соглашение не предусматривает.

Ссылка суда на п. 2 ст. ст. 10, 12 Соглашения, ст. 50 ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“, в соответствии с которыми налоги, сборы, пошлины и иные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц, зачисляются в бюджет города, и доходы городского бюджета состоят в том числе и из федеральных налогов и других поступлений на территории города, не может свидетельствовать о наличии у Главы Администрации г. Байконур
права на предоставление налоговых льгот и в отношении федеральных налогов и сборов.

Ст. 50 ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ предусмотрено, что Правительство РФ обеспечивает контроль за соблюдением положений Соглашения в части ограничения полномочий Главы Администрации г. Байконур по предоставлению налогоплательщикам льгот по уплате федеральных регулирующих налогов, доходы от уплаты которых в порядке межбюджетного регулирования зачисляются в бюджет города Байконур для решения задач в соответствии с договором аренды комплекса Байконур.

Действовавшее на момент заключения договора законодательство РФ не предусматривало право местных органов власти устанавливать льготы по федеральным налогам.

В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

В соответствии с п. 4 ст. 58 Налогового кодекса РФ порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает право местных органов власти устанавливать льготы по федеральным налогам.

Согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ льготы по налогам предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможность предоставления индивидуальных налоговых льгот, так же как и Соглашение. Льготы по федеральным налогам, предоставленные ЗАО “Борт-М“ договором
У-83/01 от 01.02.2001, носят индивидуальный характер.

К аналогичным выводам пришел Верховный Суд РФ, рассматривая дело N ГКПИ2001-1758/1794 по жалобам ООО “Поликон“ и ЗАО “Борт-М“ о признании недействительным Постановления Правительства РФ от 25.10.2001 N 747.

Ссылки суда на преюдициальное значение судебных актов по ранее рассмотренным Арбитражным судом Московской области делам являются необоснованными, поскольку данные судебные акты не устанавливают какие-либо обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора. Правовая оценка, данная судом договору N У-83/01 от 01.02.2001, не является теми обстоятельствами, которые в соответствии со ст. 58 АПК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.95 N 71-ФЗ не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

При изложенных обстоятельствах договор N У-83/01 от 01.02.2001 в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов является ничтожной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ.

Утверждение ЗАО “Борт-М“ о том, что спорный договор не является гражданско - правовой сделкой и поэтому не может быть признан недействительным на основании ст. 168 ГК РФ, является несостоятельным, поскольку ст. 168 ГК РФ устанавливает общие основания недействительности всех сделок, не соответствующих требованиям закона или иных правовых актов.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20 июня 2002 года и постановление апелляционной
инстанции от 19 августа 2002 года по делу N А41-К1-5005/02 Арбитражного суда Московской области отменить.

Признать недействительным договор о налоговых освобождениях и инвестициях N У-83/01 от 1 февраля 2001 года, заключенный между Администрацией г. Байконур и ЗАО “Борт-М“, в части предоставления льгот по уплате федеральных налогов.

Взыскать с ЗАО “Борт-М“ в доход федерального бюджета госпошлину с учетом апелляционной и кассационной жалоб в сумме 2000 руб.