Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 16.10.2002 N КА-А41/6952-02 С 01.01.2001 в отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 октября 2002 г. Дело N КА-А41/6952-02

(извлечение)

Управление Пенсионного фонда по Воскресенскому району (далее - УПФ по Воскресенскому району) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском о взыскании с ООО “ Детдомстрой парк“ 5000 руб. штрафа за несвоевременную регистрацию в органах названного фонда.

Решением от 22 июля 2002 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с выводами суда, истец настаивает на отмене судебного акта, мотивируя тем, что правоотношения возникли после введения в действие ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, а именно после 20.12.2001
г., в силу которого у общества возникла обязанность регистрации в фонде с 26.02.02. Законодательством о налогах и сборах делегированы полномочия налогового органа по налоговому учету и по привлечению к ответственности за нарушение налогоплательщиком требований налогового учета, в связи с чем необоснованны выводы суда об отсутствии у фонда полномочий на взыскание штрафа.

Федеральный арбитражный суд Московского округа изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ материалы дела и правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного судебного акта.

Из установленных судом обстоятельств по делу усматривается, что ООО “Детдомстрой парк“ зарегистрировано 07.12.2001 г. Московской областной регистрационной палатой в качестве предпринимателя, заявление о регистрации его в качестве страхователя подано 24.01.2002 г.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации N 167 ФЗ от 15.12.2001 г. “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ регистрация страхователей в территориальных органах страховщика является обязательной и производится в тридцатидневный срок.

В связи с допущенным нарушением указанной нормы и на основании акта камеральной проверки от 19.02.02 г. ООО “ Детдомстрой парк“ направлено требование об уплате 5000 руб. суммы штрафа и принято решение N 20 о взыскании указанной суммы штрафа.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правомерно исходил из того, что обязанность по регистрации в качестве страхователя в органах ПФ Российской Федерации возникла с момента вступления ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ в законную силу, а именно 20.12.01 г. Поскольку на момент регистрации предпринимателя 02.10.2000 г. как обязанность по регистрации в установленные законом сроки, так и ответственность не были предусмотрены, суд правомерно
указал на невозможность применения ответственности, так как в силу ст. 54 Конституции Российской Федерации закон не имеет обратной силы.

Кроме того, суд указал на отсутствие у органа Пенсионного фонда полномочий на взыскание штрафных санкций.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 25 названного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. В п. 2 этой статьи Закона записано, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют взыскание недоимки по страховым взносам и пеней.

Таким образом, законодатель ограничил правомочия органов Пенсионного фонда Российской Федерации взысканием недоимки и пени. Право на взыскание штрафа этим Законом не предоставлено.

При таких обстоятельствах орган Пенсионного фонда установив нарушения закона, обязан был сообщить об этом налоговому органу, обладающему правом взыскания штрафных санкций при осуществлении контрольных функций.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (с изменениями) “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (в числе которых назван Пенсионный фонд Российской Федерации), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами. В отношении налогоплательщиков этого налога
(взноса) налоговые органы осуществляют взыскание штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды.

При таких обстоятельствах нет оснований для отмены судебного акта.

Что же касается доводов заявителя о нарушении судом ст. 25 “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, то они несостоятельны, поскольку в силу указанной нормы истцу не предоставлено право обращения в суд с иском о взыскании штрафа за несвоевременную регистрацию.

Руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 22 июля 2002 г. по делу N А41-К2-8911/02 оставить без изменения.