Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 02.09.2002 N КА-А40/5820-02 Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются налоговыми платежами, контроль уплаты таких взносов не является налоговым, так как регулируется отдельным неналоговым федеральным законом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 сентября 2002 г. Дело N КА-А40/5820-02

(извлечение)

Московское Региональное отделение Фонда социального страхования обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к общественному фонду “Межрегиональный общественный фонд помощи ветеранам профессиональных служб по борьбе с организованной преступностью и спецподразделений“ с иском о взыскании штрафа в размере 10000 руб. за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе в качестве страхователя более чем на 90 дней.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.05.2002 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 15.07.2002 г.,
в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит об отмене вынесенных судебных актов в связи с тем, что судом нарушены нормы материального права, а именно: ст. ст. 34-1, 116 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 9, 11 ФЗ от 05.08.2000 г. N 118-ФЗ “О введении в действие ч. 2 НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“, ст. 10 ФЗ N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования на 2000 г.“.

Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, вынесенных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Как следует из материалов дела, общественный фонд “Межрегиональный общественный фонд помощи ветеранам профессиональных служб по борьбе с организованной преступностью и спецподразделений“ решением Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 233 от 01.11.2001 г. привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 10000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний более чем на 90 дней.

Отказывая в иске о взыскании штрафа, суд первой инстанции правильно исходил из того, что за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя ответчик не подлежит ответственности на основании ст. 116 НК РФ.

Федеральный закон “О бюджете фонда социального страхования на 2001 г.“ такой ответственности не предусматривает.

В силу п. 4 ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса РФ, законодательные акты, устраняющие ответственность налогоплательщика либо иным образом улучшающие их положение, имеют обратную силу. Эта норма закона согласуется с положениями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.

По делу видно, что ответчик прошел
регистрацию в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве 13.04.2001 г. С заявлением о регистрации в качестве страхователя он обратился 09.10.2001 г. Закона, предусматривающего ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, на 2001 год принято не было.

Доводы жалобы, что ответчик подлежит ответственности по ст. 10 ФЗ N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования на 2000 г.“, нельзя признать правильными, поскольку ежегодно принимаемые Законы “О бюджете фонда социального страхования“ носят срочный характер и действуют в тот период, на который они приняты.

Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона “О введении ч. II Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ “О налогах“, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с ФЗ от 24.07.98 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Согласно ст. 19 названного Закона в случае уклонения от регистрации у страховщика в качестве страхователя лица, занимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации с начислением пени в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки.

При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения ответчика к административной ответственности за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя являются правильными.

Руководствуясь ст. ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.05.2002 г. и постановление апелляционной инстанции суда от 15.07.2002 по делу N А40-13145/02-90-157 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.