Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 21.08.2002 N КА-А40/5364-02 Органам Фонда социального страхования предоставлены полномочия налогового органа по осуществлению налогового контроля за деятельностью страхователей, в том числе соблюдению ими сроков постановки на регистрационный учет в Фонде социального страхования России, с правом привлечения недобросовестных плательщиков страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний к налоговой ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 августа 2002 г. Дело N КА-А40/5364-02

(извлечение)

Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью “КФ АНТАР“ о взыскании не уплаченного в добровольном порядке штрафа в размере 10000 рублей, наложенного истцом на основании п. 2 ст. 116 НК РФ за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.02 иск удовлетворен в части взыскания 5000 рублей штрафа. В
остальной части иска отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

Не согласившись с решением суда, ООО “КФ АНТАР“ в кассационной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Заявитель полагает, что к спорным правоотношениям нормы Налогового кодекса Российской Федерации не применяются, поскольку в силу ст. ст. 9, 11 ФЗ РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 истец не пользуется правами налогового органа и не имеет полномочий по привлечению страхователей к налоговой ответственности.

До судебного разбирательства по жалобе от МРО ФСС России поступило ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя Фонда. Данное ходатайство удовлетворено.

Названным Фондом представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором истец приводит основания привлечения ответчика к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем просит не удовлетворять жалобу по изложенным в ней доводам, принятый по настоящему делу судебный акт отменить и принять решение о взыскании 10000 рублей штрафа за нарушение более чем на 90 дней срока подачи заявления о постановке на учет в ФСС России в качестве страхователя.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.

Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции находит подлежащим отмене обжалуемый судебный акт по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что ООО “КФ АНТАР“ зарегистрировано Московской регистрационной палатой в качестве юридического лица 30.09.97, о чем выдано свидетельство N 001.205.554. С заявлением о постановке на
учет в качестве страхователя общество обратилось в исполнительный орган МРО ФСС Российской Федерации лишь 07.03.02. Решением N 101, принятым 21.03.02 на основании акта камеральной проверки от 07.03.02, МРО ФСС России признало названное общество виновным в совершении налогового правонарушения, выразившегося в нарушении более чем 90 дней срока регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и на основании п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации наложило взыскание в виде штрафа в сумме 10000 рублей.

Разрешая спор, суд исходил из того, что нарушенный ответчиком срок обращения в исполнительный орган социального страхования с заявлением о постановке его на учет в качестве страхователя по вышеназванному виду страхования составляет более 10 дней. В связи с чем суд взыскал штраф в пределах, определенных санкцией п. 1 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данный вывод суда является ошибочным.

Правильно установив фактические обстоятельства спора, суд необоснованно взыскал штрафные санкции, предусмотренные иной нормой права. Тем самым применил норму материального права, не подлежащую применению.

Поэтому решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.02 не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Вместе с тем суд кассационной инстанции не находит оснований для направления дела на новое судебное рассмотрение и считает возможным принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку фактические обстоятельства спора установлены судом с достаточной полнотой на основании имеющихся в деле материалах дела.

Согласно статье 13 Налогового кодекса Российской Федерации взносы в государственные социальные внебюджетные фонды включены в перечень федеральных налогов и сборов.

Федеральным законом Российской Федерации “Об основах обязательного социального страхования“ от 16.07.1999
N 165-ФЗ установлена обязанность страхователей по своевременной регистрации у страховщика. Сроки регистрации определены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ для юридических лиц предусмотрен 10-дневный срок, в течение которого страхователь обязан обратиться к страховщику с заявлением о постановке его на регистрационный учет.

Последствия уклонения страхователя от выполнения установленной вышеназванным Законом обязанности (пп. 1 п. 2 ст. 17 Закона от 24.07.98) указаны в специальном законе о федеральном бюджете Фонда на 2002 год - Федеральном законе Российской Федерации от 11.02.2002 N 17-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“, который вступил в действие с 1 января 2002 года.

В соответствии со ст. 8 названного Закона исполнительным органам Фонда социального страхования предоставлены полномочия налогового органа по осуществлению налогового контроля за деятельностью страхователей, в том числе соблюдению ими сроков постановки на регистрационный учет в ФСС России, с правом привлечения недобросовестных плательщиков страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний к налоговой ответственности и применения штрафных санкций, установленных частью первой Налогового кодекса Российской Федерации за аналогичные правонарушения. Взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами ФСС России также в порядке, установленном частью первой названного Кодекса для применения ответственности за налоговые правонарушения.

Нарушение налогоплательщиком более чем на 90 дней срока постановки на налоговый учет образует состав правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ, ответственность за совершение которого определена в виде наложения штрафа в размере 10000 рублей.

Поскольку основанием привлечения ООО “КФ АНТАР“ к налоговой ответственности явилось
несоблюдение обществом установленного данной нормой права срока подачи заявления о постановки на учет в качестве страхователя по вышеназванному виду страхования в исполнительном органе Фонда, действия ответчика правомерно квалифицированы истцом как налоговое правонарушение и обоснованы в пределах, установленных п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации, наложено взыскание в виде штрафа.

В силу п. 3 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101, МРО ФСС России является исполнительным органом названного Фонда.

В соответствии со ст. ст. 9, 30, 34-1 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные вышеназванным Кодексом.

Таким образом, решение от 21.03.02 о привлечении ООО “КФ АНТАР“ к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации и наложении взыскания в виде 10000 рублей штрафа соответствует требованиям действующего законодательства и принято истцом в пределах предоставленных ему законом полномочий.

В связи с чем довод заявителя о неприменении к спорным правоотношениям норм налогового законодательства неправомерен.

Не свидетельствует о неправомерных действиях истца по привлечению к налоговой ответственности страхователя по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации и ссылка заявителя на ст. ст. 9, 11 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“.

Невключение в единый социальный налог взносов на обязательное социальное образование от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний не является основанием для освобождения ответчика от налоговой ответственности.

Федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год“ распространил действие Налогового кодекса Российской Федерации на спорные правоотношения, установив финансовую ответственность к плательщикам страховых взносов за невыполнение ими установленной пп. 1 п. 2 ст. 17 ФЗ от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ обязанности.

Подлежит отклонению и ссылка в жалобе на необходимость применения судом п. 4 ст. 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 54 Конституции Российской Федерации, регламентирующих правила применения к правам и обязанностям по ранее существовавшим отношениям нового закона, которым смягчается либо устраняется ответственность.

Ранее действовавшие до 2001 года бюджетные законы, принимаемые на соответствующий год, также содержали нормы, регламентирующие ответственность страхователей за невыполнение ими требований страхового законодательства, в том числе пп. 1 п. 2 ст. 17 ФЗ от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ.

В соответствии со ст. 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 171, 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 июня 2002 г. по делу N А40-17361/02-109-176 отменить.

Взыскать с ООО “КФ АНТАР“ в пользу Московского регионального отделения Фонда Социального страхования Российской Федерации штраф в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Взыскать с ООО “КФ АНТАР“ в доход федерального бюджета государственную пошлину 500 рублей.