Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 14.08.2002 N КА-А40/5457-02 С 01.01.2001 в отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 августа 2002 г. Дело N КА-А40/5457-02

(извлечение)

Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО “ЛибероТур“ о взыскании штрафа в размере 100 рублей за несвоевременное представление отчетности по страховым взносам в исполнительный орган названного Фонда.

Решением от 27.05.2002 Арбитражного суда г. Москвы в иске отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит вышеназванный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. ст. 9, 11 Федерального
закона N 118-ФЗ от 05.08.2002 “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“, ст. ст. 9, 13, 30, 31, п. 1 ст. 119 части первой Налогового кодекса РФ, ст. 10 ФЗ от 02.01.2002 N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“.

Извещенные в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела стороны своих представителей в суд не направили.

Законность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке Федеральным Арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.

Как следует из материалов дела, решением МРО ФСС России от 04.12.01 N 273 ООО “Либеро - Тур“ привлечено на основании п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ к ответственности в виде наложения штрафа в сумме 100 рублей за несвоевременное представление в исполнительный орган ФСС России расчетной ведомости за 3-й квартал 2001 г. по страховым взносам.

Отказывая в иске, суд исходил из того, что в силу ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с 1 января 2001 года не включаются в единый социальный налог и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболевании“. Суд пришел к выводу об отсутствии у истца с указанного периода полномочий по
осуществлению налогового контроля и взысканию налоговых санкций. Поэтому ответчик не может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление отчетности.

Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой инстанции правильными.

В соответствии со ст. ст. 9, 30, 34-1 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные вышеназванным Кодексом.

В соответствии со ст. ст. 9, 11 Федерального закона от 05.08.2000 с 01.01.2001 в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в эти фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом об этом виде социального страхования.

Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.07.98 “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ Российской Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, предоставляющую право органам ФСС России применять налоговую ответственность, несостоятельна. Данная правовая норма не является нормой прямого действия, а сам Закон применяется к правоотношениям, возникшим в 2000 году. Правонарушение, за которое истец привлек общество к ответственности, имело место в 2001 году. Действовавший в 2001 году бюджетный закон не предусматривал применение финансовых санкций к
плательщикам указанных страховых взносов за несвоевременное представление отчетности.

При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для привлечения ответчика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 мая 2002 г. по делу N А40-15024/02-115-168 оставить без изменения.