Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 12.08.2002 N КА-А40/5356-02 Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не являются налогами и сборами, и к этому виду страхования не применяются нормы о мерах ответственности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 12 августа 2002 г. Дело N КА-А40/5356-02

(извлечение)

Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО Фирма “Илькин“ о взыскании штрафа в размере 10000 рублей за нарушение установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС России.

Решением от 13.05.2002 в иске отказано.

В кассационной жалобе МРО ФСС РФ, излагая обстоятельства дела, просит вышеназванный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 11 Федерального
закона N 118-ФЗ от 05.08.2002 “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“, ст. 34.1, п. 2 ст. 116 части первой Налогового кодекса РФ, ст. 10 ФЗ от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“.

До начала судебного разбирательства по жалобе ее заявитель подал ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие представителя ИРО ФСС России. Ходатайство удовлетворено.

Законность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.

Как следует из материалов дела, ООО фирма “Илькин“, зарегистрированное в качестве юридического лица в Московской регистрационной палате 13.02.95, с заявлением о постановке на учет в качестве страхователя обратилось в исполнительный орган ФСС России лишь 28.09.01. Решением МРО ФСС России от 14.11.2001 N 430 общество привлечено на основании п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ к ответственности в виде штрафа в сумме 10000 рублей за нарушение установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний более 90 дней.

Разрешая спор, суд исходил из того, что в силу ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с 1 января 2001 года не включаются в единый социальный налог и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“. Суд указал на то, что страховые взносы не относятся к налогам и сборам, и поэтому положения Налогового кодекса РФ не подлежат применению к отношениям о страховании от несчастных случаев на производстве. Суд пришел к выводу о необоснованном привлечении ООО Фирма “Илькин“ к ответственности по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ.

Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой инстанции правильными.

В соответствии со ст. ст. 9, 30, 34-1 Налогового кодекса РФ органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные вышеназванным Кодексом.

В соответствии со ст. ст. 9, 11 Федерального закона от 05.08.2000 с 01.01.2001 в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в эти фонды страховых взносов, входящих в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в единый социальный налог не включены и уплачиваются в соответствии с Федеральным законом об этом виде социального страхования.

Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.07.98 “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, пп. 1 п. 2 ст. 17 которым определена обязанность регистрации плательщиков данного вида страховых взносов у страховщика. Последствия уклонения от регистрации предусмотрена ст. 19 этого же Закона.

Ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ Российской
Федерации от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, предоставляющую право органам ФСС России применять налоговую ответственность, несостоятельна. Данная правовая норма не является нормой прямого действия, а сам Закон применяется к правоотношениям, возникшим в 2000 году. Правонарушение, за которое истец привлек общество к ответственности, имело место в 2001 году. Действовавший в 2001 году бюджетный Закон не предусматривал применение финансовых санкций к плательщикам указанных страховых взносов за несвоевременное представление отчетности.

При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст. ст. 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 мая 2002 г. по делу N А40-12952/02-115-136 оставить без изменения.