Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 01.08.2002 N КГ-А40/4844-02 В случае объявления комиссионера несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента во исполнение указаний последнего, переходят к комитенту.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 1 августа 2002 г. Дело N КГ-А40/4844-02

(извлечение)

Арбитражный управляющий (ИПБОЮЛ) Цибин Гарреслав Яковлевич обратился в Арбитражной суд города Москвы с иском о признании недействительным распоряжения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - ФСФО РФ) от 7 февраля 2002 года N 43-р “Об отзыве лицензии Цибина Г.Я.“ (лицензия арбитражного управляющего второй категории АК N 000959, выданная 22.09.1999 г.).

Решением от 28 марта 2002 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30 мая 2002 года, суд признал недействительным распоряжение ФСФО РФ от 7
февраля 2002 года “Об отзыве лицензии Цибина Г.Я.“.

Суд обеих инстанций исходил из того, что Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) является кредитором Акционерного коммерческого банка (АКБ) “Центр“ и не является стороной по сделкам кредитования конечных получателей бюджетных средств. Материалами дела не подтверждено, что действия истца повлекли за собой убытки для Минфина РФ в размере 7500000 руб. Истцом были приняты меры по поиску имущества и документов должника.

Договор уступки требования от 28 мая 2001 года N 28 был заключен истцом на основании решения комитета кредиторов АКБ “Центр“, оформлено его протоколом от 16 мая 2001 года N 8.

В кассационной жалобе ФСФО РФ просит решение от 28 марта 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 30 мая 2002 года отменить, в иске отказать.

Жалоба мотивирована тем, что судом при принятии обжалуемых судебных актов неправильно применены нормы материального права, в том числе статья 387 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 112, 113 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, не применены подлежащие применению статьи 1002, 993 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушена статья 58 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом заявитель указал на то, что истец осуществлял взыскание задолженности средств федерального бюджета, которая подлежала возврату заемщиками в федеральный бюджет, а не в конкурсную массу должника. Заключая договор уступки прав требования, конкурсный управляющий распорядился имуществом, которое не принадлежит должнику.

В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя изложил те же доводы, что и в жалобе.

Арбитражный управляющий Цибин Г.Я. возражал против удовлетворения жалобы по доводам, содержащимся в представленном отзыве, просил решение и постановление оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы
и отзыва, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 174, 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 27 августа 1996 года между Минфином РФ и АКБ “Центр“ на основании Федерального закона “О федеральном бюджете на 1996 год“ от 31 декабря 1995 года N 228-ФЗ было заключено соглашение N 9 о финансировании в 1996 году инвестиционных программ за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе, согласно которому Минфин РФ перечислил АКБ “Центр“ в 1996 году 2000000000 руб. с погашением в течение 2-х лет с даты предоставления средств и уплатой процентов в размере 1/4 действующей учетной ставки Центрального банка России. В соответствии с пунктом 2.14 указанного Соглашения возврат предприятиями и организациями средств федерального бюджета, предоставленных для финансирования инвестиционных проектов, осуществляется с их расчетных счетов на открытые этим предприятиям и организациям в банке отдельные лицевые счета на активном балансовом счете N 145 в сроки, предусмотренные графиком погашения этих средств, с последующим перечислением этих средств АКБ “Центр“ в течение следующего рабочего дня в доход федерального бюджета.

Кроме того, Международным акционерным банком сберегательных банков “Межэкономбанк“ (далее - старый должник) и АКБ “Центр“ (банк) 13 июня, 17 июня и 9 августа 1996 года были заключены договоры делегации (перевода долга) N 1, 2, 3, 4, согласно которым старый должник с согласия Минфина РФ перевел на банк часть своего долга по соглашениям о предоставлении в 1994 году целевых денежных средств для финансирования инвестиционных программ, заключенным между Минфином РФ
и старым должником.

С переходом долга на АКБ “Центр“ к нему перешли обязанности:

- возврата Минфину РФ целевых денежных средств, предоставленных им через старого должника предприятиям, по мере поступления этих средств с предприятий;

- перечисления Минфину РФ процентов за пользование целевыми денежными средствами.

Таким образом, до процедуры банкротства АКБ “Центр“ осуществлял функции агента Правительства Российской Федерации по финансированию инвестиционных программ за счет средств федерального бюджета, осуществлял действия по перечислению и возврату целевых денежных средств федерального бюджета, предоставленных заемщиками. Следовательно, заключенные АКБ “Центр“ соглашения и договоры делегации являются агентскими договорами, к которым в соответствии со статьей 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются правила о договорах поручения и комиссии.

Определением от 20 сентября 2000 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-9098/00-74-12Б АКБ “Центр“ признан банкротом, конкурсным управляющим назначен Цибин Г.Я.

В соответствии со статьей 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае объявления комиссионера несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента во исполнение указаний последнего, переходят к комитенту. Следовательно, с момента признания АКБ “Центр“ несостоятельным (банкротом) к Минфину РФ перешло право взыскивать целевые бюджетные средства с получателей бюджетных средств.

Истец, взыскивая задолженность с заемщиков, включал полученные бюджетные средства в конкурсную массу, что противоречит статьям 74 - 76 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, поскольку конкурсный управляющий обязан пополнять конкурсную массу за счет имущества должника, но не за счет имущества, принадлежащего другому лицу.

В результате указанных нарушений норм законодательства о банкротстве, включая бюджетные средства в конкурсную массу должника, конкурсный управляющий причинил ущерб Минфину РФ в размере 7500000 руб.

Далее, заключая договор уступки прав требования от 28 мая
2001 года N 28, истец также распорядился собственностью, не принадлежащей должнику, чем причинил ущерб Минфину в размере уступленной суммы 6410000 руб.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что арбитражным управляющим Цибиным Г.Я. были произведены противоправные действия, нарушающие нормы Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“, поскольку спорные денежные средства не являются собственностью должника, а принадлежат бюджету и должны быть возвращены Минфину РФ.

Распоряжение от 7 февраля 2002 года “Об отзыве лицензии Цибина Г.Я.“ является правомерным, в иске о признании его недействительным следовало отказать.

Руководствуясь статьями 171, 173 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28 марта 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 30 мая 2002 года по делу N А40-7504/02-119-55 Арбитражного суда города Москвы отменить, в иске отказать.

Взыскать с арбитражного управляющего Цибина Г.Я. в доход федерального бюджета госпошлину по иску.