Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 03.01.2002 N КА-А40/7686-01 За нарушение страхователями сроков регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе Фонда социального страхования исполнительные органы Фонда применяют к страхователям штрафные санкции в размерах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации за аналогичные налоговые правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 января 2002 г. Дело N КА-А40/7686-01

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа при участии в заседании: от заявителя - М., дов. от 04.07.01, рассмотрев кассационную жалобу МРО ФСС РФ на решение от 05.09.2001 и постановление от 01.11.2001 по делу N А40-26903/01-87-270 Арбитражного суда г. Москвы, судьи: М., Л., Г., К.,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.01, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 01.11.01, Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС Российской Федерации) отказано в иске
о взыскании с ООО “Фармацевт-Грааль“ штрафа в размере 4520 рублей за нарушение срока постановки на учет в исполнительном органе ФСС Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО “Фармацевт Грааль“ к налоговой ответственности. При этом суды сослались на ст. ст. 6, 19 ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, ст. ст. 8, 10 Федерального закона Российской Федерации “О бюджете Фонда социального страхования на 2000 год“, ФЗ Российской Федерации “О бюджете Фонда социального страхования на 2001 год“, ст. ст. 9, 11 ФЗ Российской Федерации “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“.

В кассационной жалобе МРО ФСС Российской Федерации просит об отмене судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: п. 7 ст. 9, ст. 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 19 ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях“, ст. 10 Федерального закона Российской Федерации “О бюджете Фонда социального страхования на 2000 год“.

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения от 05.09.01 и постановления от 01.11.01 по делу N А40-26903/01-87-270 Арбитражного суда г. Москвы, принятых в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В ходе проведенной страховым органом камеральной проверки соблюдения ООО “Фармацевт Грааль“ законодательства о страховой деятельности МРО ФСС Российской Федерации был
выявлен факт осуществления страховой деятельности без регистрации в ФАС РФ, о чем зафиксировано в акте камеральной проверки от 22.03.01 N 34. По результатам проверки на основании этого акта истец принял 22.03.2001 решение N 51 о привлечении ООО “Фармацевт Грааль“ к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде наложения штрафа в размере 4520 рублей.

В связи с неоплатой штрафа в добровольном порядке МРО ФСС Российской Федерации обратилось в суд с иском о взыскании его в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций полно и тщательно исследовали все обстоятельства дела, оценили в совокупности собранные по делу доказательства и пришли к правильному выводу о неправомерном привлечении ответчика к налоговой ответственности. При этом суды обоснованно исходили из того, что истец не обладал полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию штрафов.

Довод МРО ФСС Российской Федерации о том, что страховые органы правомочны привлекать плательщиков страховых взносов к налоговой ответственности за нарушение ими сроков постановки на учет в качестве страхователей от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, несостоятелен.

Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

В соответствии со ст. 19 данного Закона страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него этим Законом обязанностей по своей регистрации у страховщика, своевременную и полную уплату страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых выплат застрахованным лицам. При этом ответственность в виде взыскания пени установлена только за нарушение порядка и сроков уплаты страховых взносов определенного Законом вида страхования, а также за уклонение страхователя от
регистрации в ФСС Российской Федерации.

Данная ответственность корреспондировалась в ст. 10 ФЗ от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“. Эта же норма права позволяла производить начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с чем МРО ФСС Российской Федерации приняло решение о привлечении ООО “Фармацевт-Грааль“ к налоговой ответственности.

Между тем Федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год“ не предусматривает штрафных санкций в качестве источников доходов Фонда и не содержит положений, аналогичных указанным в ст. 10 ФЗ от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, на момент проверки и принятия решения истцом о привлечении ООО “Фармацевт Грааль“ к налоговой ответственности действовали положения ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, устанавливающие самостоятельную ответственность за указанные этим Законом нарушения в сфере страховой деятельности.

Этим же Законом определены полномочия страхового органа по осуществлению им контроля по исполнению страхователями предусмотренных Законом обязанностей (ст. 18).

Ссылка заявителя на положения Налогового кодекса Российской Федерации не принимается.

Из смысла ст. 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации вытекает, что обязанности по налоговому контролю могут быть возложены на органы государственных внебюджетных фондов только в предусмотренных законом случаях.

В соответствии со ст. 9 ФЗ Российской Федерации от 05.08.00 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской
Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды лишь тех страховых взносов, которые в силу ст. 11 названного Закона входят в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в этот единый социальный налог законодатель не включил. Поэтому истец не вправе был привлекать ответчика к налоговой ответственности.

Более того, при решении вопроса о применении к спорным правоотношениям положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо исходить из того, что круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, определен в ст. 2 части первой данного Кодекса. В силу названной нормы права, а также п. 4 ст. 5 этой же части Кодекса нормы о мерах ответственности, предусмотренные Кодексом, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к отношениям по страхованию от несчастных случаев. Данные положения согласуются с требованиями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.

Не принимается во внимание и ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, поскольку этот Закон носит срочный характер и распространяется лишь на те правоотношения, которые возникли в определенный этим Законом промежуток времени.

Нарушение ответчиком срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний имело место в 2001 году, а Закон, определяющий данное деяние как правонарушение, был принят на 2000 год. Следовательно, на правоотношения, возникшие
в 2001 году, действие названного Закона не распространяется. Поэтому отсутствуют и основания для привлечения ООО “Фармацевт-Грааль“ к ответственности, в том числе предусмотренной ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права.

Всем доводам заявителя дана надлежащая оценка.

Руководствуясь ст. ст. 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.09.2001 и постановление апелляционной инстанции от 01.11.2001 по делу N А40-26903/01-87-270 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.