Постановление ФАС Московского округа от 21.12.2001 N КА-А41/7363-01 Дело о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в неосуществлении возврата НДС, передано на новое рассмотрение, т.к. судом не оценены суммы НДС по российским поставкам, по услугам, грузовые таможенные декларации по спорным экспортным контрактам, сами экспортные контракты и суммы валютной выручки с учетом предоплаты.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 21 декабря 2001 г. Дело N КА-А41/7363-01
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Е., судей А., К.А., при участии в заседании от истца: В. - дов. от 15.08.01; от ответчика: Г. - дов. от 10.01.01, С. - дов. от 21.12.01, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС РФ по городу Одинцово на решение от 20 августа 2001 года и постановление от 25 октября 2001 года по делу N А41-К2-11519/01 Арбитражного суда Московской области, принятые судьями Р., К.Е., В., У.,
УСТАНОВИЛ:
иск заявлен ОАО “Сиданко“ о признании незаконным бездействия ИМНС РФ по городу Одинцово по вопросу о возмещении НДС по экспорту и обязании Инспекции возместить из бюджета сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную поставщикам товара, экспортированного из России, в сумме 194726835 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 августа 2001 года иск удовлетворен частично путем обязания ИМНС РФ по городу Одинцово возместить истцу из бюджета сумму НДС в размере 194659011 руб., в остальной части имущественного иска отказано.
Бездействие Инспекции, выраженное в непринятии решения о возмещении НДС, признано незаконным.
Постановлением апелляционной инстанции от 25 октября 2001 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Податель кассационной жалобы - ИМНС РФ по городу Одинцово - просит отменить судебные акты по доводам, изложенным в жалобе.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, оценив доводы двух судебных актов, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, полагает, что судебные акты подлежат отмене в полном объеме с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.
Спорная сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, состоит из сумм, рассчитанных в связи с экспортом товара по нескольким контрактам.
Спорный товар приобретался истцом у российских поставщиков с учетом оплаты НДС, а иностранные покупатели оплачивали товар авансом, что следует из искового заявления. Кроме того, истцом были закуплены услуги для осуществления реализации товара по конкретным договорам (том 1, л. д. 11). Сумма НДС по услугам также входит в сумму иска, что следует из искового заявления.
Довод налогового органа заключается в оспаривании факта вывоза товара за пределы России, причем Инспекция оспаривает конкретные ГТД, указывая, что по ним товар не экспортировался. На обозрение суда кассационной инстанции представлены три письма таможенных органов от 15 октября 2001 года, от 30 ноября 2001 года и от 5 октября 2001 года, из которых следует, что таможня не подтверждает вывоз товара за пределы России по нескольким ГТД. Такие письма не являются средством доказывания факта вывоза, что следует из закона и п. 22 Инструкции N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“, где указывается грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем или главным бухгалтером организации-налогоплательщика с отметками российского таможенного органа. Но спорные ГТД в материалах дела отсутствуют, а представитель налогоплательщика не предъявил суду указанные документы, в связи с чем кассационная инстанция лишена возможности проверить факт экспорта. Из судебных актов и протоколов не следует, что суд исследовал все спорные ГТД и поставки с учетом оплаты истцом товара российским поставщикам и с учетом услуг по договорам при реализации товара. Для подтверждения суммы, подлежащей возмещению из бюджета, необходим расчет по конкретным поставкам с оценкой документов, указанных в пункте 22 Инструкции N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“. Поставка не может быть признана экспортной, если груз фактически не пересек границу Российской Федерации, а истец не вправе пользоваться льготой, предусмотренной подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“.
При новом рассмотрении необходимо оценить суммы НДС по российским поставкам, по услугам, ГТД по спорным экспортным контрактам, сами экспортные контракты и суммы валютной выручки с учетом предоплаты.
Передавая дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция исходит из ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой оценка доказательств должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом суд кассационной инстанции исходит также из того, что невыполнение судом по данному делу указанных требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могло привести к вынесению неправильного судебного акта. Поскольку выводы суда сделаны без исследования и оценки всех фактических обстоятельств дела, связанных с конкретной суммой НДС, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо с учетом настоящего постановления исследовать и оценить фактические обстоятельства дела по конкретным контрактам, конкретным ГТД и фактам поступления денег от иностранного покупателя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 171, 174 - 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20 августа 2001 года и постановление от 25 октября 2001 года Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-11519/01 отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.