Постановление ФАС Московского округа от 21.12.2001 N КА-А40/7386-01 Суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о признании недействительным ненормативного акта госоргана в части привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату НДС с суммы выручки от реализации продукции, т.к. реализованная продукция не вывозилась за пределы государства-участника СНГ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 21 декабря 2001 г. Дело N КА-А40/7386-01
(извлечение)
Религиозная организация евангельских христиан “Коллектор библейской книги“ (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском, с учетом уточнения исковых требований, к Инспекции МНС России N 23 по СВАО г. Москвы о признании недействительным решения ответчика от 16.07.01 N 09-04/293 в части привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату НДС с суммы выручки от реализации религиозной литературы на Украину.
Решением от 09.10.2001 Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении исковых требований отказано по тем основаниям, что реализованная продукция не вывозилась за пределы государств-участников СНГ, а потому отсутствуют основания признавать за истцом право на налоговую льготу, предусмотренную подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, считая осуществленные поставки литературы на Украину экспортными, а также ссылаясь на наличие у него льгот по НДС по иным основаниям, установленным подпунктами “н“ и “э“ пункта 1 ст. 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Истец настаивает на том, что поставленные им на Украину товары являются экспортируемыми и освобождаются в силу подп. “а“ п. 1 ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“ от данного вида налога.
Представители ответчика против доводов истца возражают по мотивам, изложенным в решении суда.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, действующего в период осуществления поставок (1999 г.), объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
В соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 Закона от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, а также экспортируемые работы и услуги.
Статьей 10 названного Закона предусмотрено, что особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с территории Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, могут устанавливаться межгосударственным соглашением Российской Федерации о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств - сторон соглашения. В случае отсутствия межгосударственного соглашения порядок и условия применения налога в отношении указанных товаров (работ, услуг) определяются федеральным законом на основе взаимности применительно к каждому отдельному государству - участнику СНГ.
Порядок применения упомянутого Закона в этой части содержится в подпункте “а“ пункта 12 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“, согласно которому от налога освобождаются товары, экспортируемые за пределы государств-участников СНГ. Данное положение Инструкции Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.09.97 по делу N ГКПИ97-368 признано соответствующим Закону Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“.
Как видно из материалов дела, установлено судом и подтверждается сторонами, истец по договору купли-продажи от 15.10.99, заключенному с ООО “Восстановление“, отгрузил в октябре 1999 г. продукцию (религиозная литература) покупателю, находящемуся на территории государства-участника СНГ (Украина).
Так как реализованная продукция не вывозилась за пределы государства-участника СНГ, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у истца права на налоговую льготу, предусмотренную пп. “а“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“.
Доводы жалобы, основанные на подпунктах “н“ и “э“ пункта 1 ст. 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, кассационной инстанцией не принимаются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 17 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95 N 39, принятой в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, расчеты между хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ по реализуемым товарам (работам, услугам) осуществляются по ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.
Следовательно, при вывозе товаров с территории Российской Федерации на территорию страны-участницы СНГ, включая Украину, налог на добавленную стоимость должен взиматься с покупателя, то есть статья 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ распространяется только на отношения, возникающие внутри России.
Отсылка в пункте 17 Инструкции на пункт 16 того же раздела касается порядка оформления документов за реализованные товары (работы, услуги), а не предоставления налоговой льготы.
Кроме того, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 29.01.93 N 4407-1 установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) в государств, являющихся участниками СНГ, где к товарам (работам, услугам), реализуемым в Российской Федерации, устанавливаются повышенные по сравнению с действующими в Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость, применяются эти повышенные ставки налога.
В соответствии с указанными нормами права и в связи с отсутствием международного соглашения Российской Федерации с другими государствами-участниками СНГ Минфин России и Госналогслужба России Письмом от 14.04.93 N 47, В3-4-05/55н установили порядок применения и конкретные ставки этого налога при расчетах российских предприятий, учреждений и организаций за реализуемые товары (работы, услуги) хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ независимо от того, что в соответствии с российским законодательством по отдельным товарам (работам, услугам) предусмотрены пониженные ставки налога или полное освобождение от его уплаты.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены и изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.10.2001 по делу N А40-32199/01-98-366 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу Религиозной организации евангельских христиан “Коллектор библейской книги“ - без удовлетворения.