Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 20.12.2001 N КА-А40/7559-01 Суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафа за нарушение срока регистрации в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, т.к. закона, предусматривающего ответственность за указанное правонарушение, на момент его совершения принято не было.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 декабря 2001 г. Дело N КА-А40/7559-01

(извлечение)

Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обратилось а Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО ВПКЦ “ИНИКОН“ о взыскании на основании п. 2 ст. 116 НК РФ штрафа в размере 10000 руб. за нарушение срока регистрации в исполнительном органе социального страхования РФ в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний более чем на 90 дней.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2001 в иске отказано в связи с тем, что истцом
пропущен срок давности взыскания санкций, предусмотренный ст. 115 НК РФ.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, МРО ФСС РФ в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене в связи с тем, что судом нарушены нормы материального права, а именно: ст. ст. 88, 115 НК РФ, пункт 4.9 Постановления Фонда социального страхования РФ от 10.01.2000 N 1 “О начислении пени на недоимку по платежам в Фонд и применение мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов“.

Законность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке Федеральным Арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.

Ответчиком представлен письменный отзыв на кассационную жалобу.

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью ООО ВПКЦ “ИНИКОН“ решением Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 47 (л. д. 6) привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 10000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний более чем на 90 дней.

Отказывая в иске о взыскании штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что 01.08.2001 истек срок давности привлечения к ответственности в силу ст. 115 НК РФ, а с исковым заявлением ответчик обратился лишь 03.08.2001.

Вывод суда о том, что ответчик подлежал ответственности в силу ст. 8 ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 г.“ от 02.01.2000 N 24-ФЗ является ошибочным.

Вместе с тем, правильное по существу решение не подлежит отмене, так как суд установил все существенные обстоятельства, исследовал их в судебном заседании.

Закон, предусматривающий
административное наказание за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя, не действовал в 2001 г. (ст. 10 Федерального закона “О бюджете фонда социального страхования РФ на 2000 год),

Федеральный закон “О бюджете фонда социального страхования на 2001 г.“ такой ответственности не предусматривает.

В силу п. 4 ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса РФ, законодательные акты, устраняющие ответственность налогоплательщика, либо иным образом улучшающие их положение имеют обратную силу. Эта норма Закона согласуется с положениями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, ответчик прошел регистрацию в Московской регистрационной палате 22.06.2000 года. Однако, с заявлением о регистрации в качестве страхователя он обратился 01.02.2001, т.е. событие (правонарушение) имело место в 2001 году. Закона, предусматривающего ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2001 год принято не было.

Доводы жалобы, что ответчик подлежит ответственности по ст. 116 НК РФ нельзя признать правильными, поскольку ежегодно принимаемые Законы “О бюджете фонда социального страхования“ носят срочный характер и действуют в тот период, на который они приняты.

Кроме того, в соответствии со ст. 11 Федерального закона “О введении ч. II Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ “О налогах“, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Согласно ст. 19 названного Закона в случае уклонения от регистрации у страховщика в качестве страхователя лица,
занимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации с начислением пени в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки.

При таких обстоятельствах выводы суда первой об отсутствии оснований для привлечения ответчика к административной ответственности за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя, являются правильными.

Руководствуясь ст. ст. 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.09.2001 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-27954/01-109-274 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.