Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 19.12.2001 N КА-А40/7555-01 Органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством о сборах на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 декабря 2001 г. Дело N КА-А40/7555-01

(извлечение)

Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (МРО ФСС РФ) предъявило иск к ООО “Производственный центр “Иником-2000“ о взыскании неуплаченного в добровольном порядке штрафа в размере 5000 рублей, наложенного решением истца от 18.05.01 по ст. 116 НК Российской Федерации за нарушения установленного ст. 83 НК Российской Федерации срока подачи заявления о постановке на учет.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.01 в удовлетворении иска отказано в связи с пропуском предусмотренного ст. 115 НК Российской Федерации срока взыскания
налоговой санкции.

В кассационной жалобе МРО ФСС Российской Федерации просит отменить данный судебный акт и удовлетворить исковые требования, т.к. арбитражным судом необоснованно применена ст. 115 НК Российской Федерации.

В судебном заседании представители истца поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ответчика, так же как и в отзыве на кассационную жалобу, просил отказать в удовлетворении необоснованной жалобы.

Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд кассационной инстанции находит, что решение от 14.09.01 в части отказа в удовлетворении иска отмене не подлежит, отмечая неправильное применение судом норм материального права.

Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании представленные сторонами доказательства, арбитражный суд рассмотрел дело без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта.

При этом было установлено, что ООО “Производственный центр “Иником-2000“ зарегистрировано в качестве юридического лица Московской регистрационной Палатой 22.12.2000. Однако заявление о регистрации в качестве страхователя в филиал N 16 МРО ФСС Российской Федерации ответчик подал только 01.02.01.

Актом камеральной проверки от 27.04.01 истцом установлено нарушение ответчиком срока постановки на учет в качестве страхователя на 45 дней.

Решением о привлечении к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 46 от 18.05.01 МРО ФСС Российской Федерации привлекло ответчика к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 116 НК Российской Федерации к штрафу в размере 5000 рублей.

При рассмотрении спора, сославшись на ст. ст. 9, 11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации о налогах“, ст. ст. 9, 13, 30, 31 НК Российской Федерации, суд пришел к выводу о правомерности привлечения ответчика истцом к ответственности, предусмотренной ст. 116 НК Российской Федерации.

Отказывая в иске о взыскании штрафа, суд сослался на пропуск истцом срока давности взыскания налоговой санкции, предусмотренный ст. 115 НК Российской Федерации.

Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора судом первой инстанции нормы права применены неправильно.

В соответствии со ст. 116 НК Российской Федерации к ответственности привлекаются налогоплательщики, нарушившие установленные ст. 83 НК Российской Федерации сроки подачи заявления о постановке на учет, а не сроки регистрации в качестве страхователя.

Указанные правоотношения регулируются ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“. Обязанность регистрации плательщиков страховых взносов у страховщика предусмотрена в пп. 1 п. 2 ст. 17 данного Закона.

В соответствии со ст. ст. 9, 30, 34-1 НК Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случаях, когда законодательством о сборах на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные НК Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.00 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 года в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды лишь
тех страховых взносов, которые в силу ст. 11 названного Закона входят в единый социальный налог.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в этот единый социальный налог законодатель не включил, они уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Федеральный закон от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, ст. 10 которого предусматривала применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой НК Российской Федерации, носит срочный характер и был принят на 2000 год.

Поэтому истец на момент проверки и принятия решения о привлечении страхователя к ответственности не обладал полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию штрафных санкций, а ответчик не мог быть привлечен к ответственности по ст. 116 НК Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 сентября 2001 года по делу N А40-27953/01-109-275 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.