Постановление ФАС Московского округа от 19.12.2001 N КА-А40/7450-01 Суд правомерно отказал в удовлетворении заявления органа Фонда социального страхования РФ о привлечении к ответственности за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя, т.к. законодательство РФ в спорный период не рассматривало данное деяние как правонарушение.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 19 декабря 2001 г. Дело N КА-А40/7450-01
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Латыповой Р.Р., судей Агапова М.Р., Фоминой Е.А., на решение от 19 сентября 2001 г. по делу N А40-30126/01-114-360 Арбитражного суда г. Москвы, судья Смирнова Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.01 Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 32 (далее - МРО ФСС Российской Федерации) отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании с ЗАО “ВЭСТРА“ штрафа и пени в размере 21840 рублей.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МРО ФСС Российской Федерации просит об отмене вышеназванного судебного акта по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: п. 7 ст. 9, ст. 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 19 ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, ст. 10 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования на 2000 год“.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебных актов.
В ходе проведенной страховым органом камеральной проверки соблюдения ЗАО “ВЭСТРА“ законодательства о страховой деятельности МРО ФСС Российской Федерации был выявлен факт несвоевременной регистрации данного Общества как страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о чем зафиксировано в акте камеральной проверки от 3.04.2001, на основании которого принято 7 мая 2001 г. решение N 31 о привлечении ЗАО “ВЭСТРА“ к налоговой ответственности, предусмотренной п. п. 1, 2 ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 21840 рублей.
В связи с неоплатой штрафа в добровольном порядке МРО ФСС Российской Федерации обратилось в суд с иском о взыскании его в судебном порядке.
Суд первой инстанции полно и тщательно исследовал все обстоятельства дела, оценил в совокупности собранные по делу доказательства и пришел к правильному выводу о неправомерном привлечении ответчика к налоговой ответственности.
Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.
В соответствии со ст. 19 данного Закона страхователь несет ответственность за неисполнение возложенных на него этим Законом обязанностей по своей регистрации у страховщика, своевременную и полную уплату страховых взносов, а также за своевременную и полную уплату страховых выплат застрахованным лицам. При этом ответственность в виде взыскания пени установлена только за нарушение порядка и сроков уплаты страховых взносов определенного законом вида страхования, а также за уклонение страхователя от регистрации в ФСС Российской Федерации.
Данная ответственность корреспондировалась в ст. 10 ФЗ от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“. Эта же норма права позволяла производить начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем МРО ФСС Российской Федерации приняло решение о привлечении ЗАО “ВЭСТРА“ к налоговой ответственности.
Между тем Федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год“ не предусматривает штрафных санкций в качестве источников доходов Фонда и не содержит положений, аналогичных указанным в ст. 10 ФЗ от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, на момент проверки и принятия решения истцом о привлечении ЗАО “ВЭСТРА“ к налоговой ответственности действовали положения ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, устанавливающие самостоятельную ответственность за указанные этим Законом нарушения в сфере страховой деятельности.
Этим же Законом определены полномочия страхового органа по осуществлению им контроля по исполнению страхователями предусмотренных Законом обязанностей (ст. 18).
Из смысла ст. 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации вытекает, что обязанности по налоговому контролю могут быть возложены на органы государственных внебюджетных фондов только в предусмотренных законом случаях.
В соответствие со ст. 9 ФЗ от 05.08.00 N 18-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды лишь тех страховых взносов, которые в силу ст. 11 названного Закона входят в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в этот единый социальный налог законодатель не включил. Поэтому истец не вправе был привлекать ответчика к налоговой ответственности.
Более того, при решении вопроса о применении к спорным правоотношениям положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации необходимо исходить из того, что круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, определен в ст. 2 части первой данного Кодекса. В силу названной нормы права, а также п. 4 ст. 5 этой же части Кодекса нормы о мерах ответственности, предусмотренные Кодексом, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к отношениям по страхованию от несчастных случаев. Данные положения согласуются с требованиями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.
Не принимается во внимание и ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, поскольку этот Закон носит срочный характер и распространяется лишь на те правоотношения, которые возникли в определенный этим Законом промежуток времени.
Нарушение ответчиком срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний имело место в 2001 году, а Закон, определяющий данное деяние как правонарушение, был принят на 2000 год. Следовательно, на правоотношения, возникшие в 2001 году, действие названного Закона не распространяется. Поэтому отсутствуют и основания для привлечения ЗАО “ВЭСТРА“ к ответственности, в том числе предусмотренной ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что дело рассмотрено арбитражным судом полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права.
Всем доводам заявителя дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19 сентября 2001 г. делу N А40-30126/01-114-360 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения.