Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 17.12.2001 N КА-А40/7293-01 Суд удовлетворил исковые требования о взыскании платы за перевод земель из лесного фонда в нелесной в пользу истца, т.к. истец является лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством, непосредственно понесшим потери лесного хозяйства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 17 декабря 2001 г. Дело N КА-А40/7293-01

(извлечение)

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 22.10.2001, с РАО “Газпром“ в пользу ФГУ “Смоленский сельский лесхоз“ взыскано 2598890 рублей платы за перевод земель из лесного фонда в нелесной.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что плата, предусмотренная ст. 63 Лесного Кодекса Российской Федерации за перевод земель лесного фонда в нелесной, должна быть перечислена ФГУ “Смоленский сельский лесхоз“, которое непосредственно понесло потери лесного хозяйства.

При
этом суды сослались на ст. 63 ЛК Российской Федерации, Постановление Правительства РФ от 03.07.97 N 804.

В кассационной жалобе ОАО “Газпром“ просит об отмене вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального и процессуального права: ст. ст. 51, 53, 63 Лесного Кодекса Российской Федерации, ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По мнению заявителя, истец не является лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством и, соответственно, не имеет права требовать перечисления ему платы за перевод земель из одной категории в другую.

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ФГУ “Смоленский сельский лесхоз“, возражавшего против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения от 21.08.2001 и постановления апелляционной инстанции от 22.10.2001 по делу N А40-22312/01-17-122 Арбитражного суда г. Москвы, вынесенных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

Согласно ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и изъятии земель лесного фонда с граждан и юридических лиц, в интересах которых осуществляется указанные перевод и (или) изъятие, взимается плата, размер которой устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании кадастровой оценки переводимого и (или) изымаемого участка лесного фонда. Взыскиваемая плата направляется лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством на возмещение потерь лесного хозяйства.

Изъятие земельных участков и вырубка лесных площадей под строительство магистрального газопровода “Ямал - Европа“ в интересах РАО “Газпром“ были произведены на основании постановления Главы администрации Смоленской области от 02.02.99
N 59 “Об изъятии земельных участков для строительства магистрального газопровода “Ямал - Европа“. В соответствии с данным постановлением РАО “Газпром“ обязано произвести возмещение убытков, упущенной выгоды собственникам земли, землепользователям, арендаторам, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в установленном законом порядке.

Судом установлено, что фактические потери при изъятии земель лесного фонда были понесены Смоленским лесхозом на территории 18,97 га, что подтверждается лесорубочными билетами N 9, 10 от 18.01.99, оформленными Смоленскому филиалу ЗАО “Ямалгазинвест“.

Факт изъятия земельного участка с переводом лесных земель в нелесные под строительство газопровода истцом не оспаривался.

Довод ответчика о том, что ФГУ “Смоленский сельский лесхоз“ не является лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством и, соответственно, не имеет права требовать перечисления ему платы за перевод и (или) изъятие лесных земель, является несостоятельным.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, являются Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы.

Постановлением Правительства РФ от 03.07.97 N 804 определено, что такими органами являются Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Их полномочия и специализация устанавливаются положениями о них.

Согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 901, ФГУ “Смоленский сельский лесхоз“ является государственным органом в области управления лесным хозяйством. Как и лесхозы Министерства природы Российской Федерации, ФГУ “Смоленский сельский лесхоз“ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации наделен функциями по осуществлению государственного управления в области использования, охраны и защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, находящихся в его ведении.

Указанное
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 принято во исполнение ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации. Данным Постановлением установлено, что специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являются федеральная служба лесного хозяйства России и Минсельхозпрод России.

Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 (с изменениями на 20 сентября 2000 года) Министерству природных ресурсов были переданы функции упраздненной Федеральной службы лесного хозяйства России.

Однако, в структуре Федеральных органов исполнительной власти, согласно упомянутого Указа, наряду с Министерством природных ресурсов Российской Федерации (п. 4) значится и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (п. 5), которое ранее имело название Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Согласно принятых в последующем положений юрисдикция как Министерства природных ресурсов Российской Федерации, так и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, распространяются только на те леса, которые находятся в их ведении.

В связи с тем, что потери лесного хозяйства понесло ФГУ “Смоленский сельский лесхоз“, соответственно, в силу ст. 63 Лесного кодекса Российской Федерации и плата на возмещение потерь должна быть направлена данному лесхозу.

Размер платы определен в соответствии со ст. 51 ЛК Российской Федерации.

Расчет стоимости потерь лесохозяйственного производства заявителем не оспаривается.

Производство расчетов с местной администрацией, на что указывает заявитель, не связано с обязанностью ответчика уплатить согласно ст. 63 ЛК Российской Федерации плату истцу за перевод лесных земель в нелесные.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 22.10.2001 по делу N А40-22312/01-17-122 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу
- без удовлетворения.

Приостановление исполнения решения суда, данное определением Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.11.2001 отменить.