Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 10.12.2001 N КА-А41/7178-01 Суд удовлетворил исковые требования о признании недействительным ненормативного акта госоргана в части исчисления льгот по НДС, т.к. истец в соответствии с действующим законодательством на момент заключения налогового соглашения с местной администрацией имел право на получение дополнительных льгот по НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 10 декабря 2001 г. Дело N КА-А41/7178-01

(извлечение)

Иск заявлен ООО “Геркон“ к Инспекции МНС РФ по г. Краснознаменску о признании недействительным решения от 18.06.2001 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм НДС за 3-й, 4-й квартал 1999 г. и 4-й квартал 2000 г. Оспариваемым решением налогового органа налогоплательщику предложено уплатить недоимку и пени.

Решением от 14.08.2001 Арбитражный суд Московской области исковые требования удовлетворил, решение Инспекции признано недействительным.

В апелляционной
инстанции дело не рассматривалось.

Законность и обоснованность судебного акта проверяется в порядке ст. 171 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит решение суда отменить, в иске отказать, ссылаясь на отсутствие у Администрации г. Краснознаменска правомочий по предоставлению юридическим лицам льгот по уплате в местный бюджет федеральных налогов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.

Арбитражный суд, правильно применив указанные в судебном акте нормы материального права, в том числе Закон РФ “О местном самоуправлении в Российской Федерации“, Закон РФ “О закрытом административно - территориальном образовании“, правомерно и обоснованно удовлетворил исковые требования.

Из материалов дела следует, что Администрация г. Краснознаменска и ООО “Геркон“ 27.02.1998 заключили Налоговое соглашение N ИР/36 со сроком действия с 27.02.1998 по 31.12.2000, по которому в целях выполнения программы социально - экономического развития города, обеспечения финансирования перспективных социальных проектов Администрация г. Краснознаменска предоставляет ООО “Геркон“ льготы по налогам, уплачиваемым в бюджет г. Краснознаменска в соответствии с Приложением N 1 к соглашению.

Суд, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что на момент заключения Налогового соглашения Администрация г. Краснознаменска обладала необходимыми для предоставления налоговых льгот полномочиями, основывающимися на нормах ст. 1 Закона РФ “Об основах налоговой системы“, Закона РФ “О закрытом административно - территориальном образовании“.

На момент заключения Налогового соглашения от 27.02.1998 N ИР/36 оспариваемые правоотношения регулировались ст. 1 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, ст. 29 Закона РФ “О местном самоуправлении в Российской Федерации “, ст. 5 Закона РФ “О закрытом административно - территориальном образовании“.

В тексте документа, видимо, допущена
неточность, т.к. в оспариваемый период ст. 29 Закона “О местном самоуправлении в Российской Федерации“ от 06.07.91 N 15501 уже не действовала.

Анализ названных норм позволяет сделать вывод, что право распоряжения средствами местного бюджета закреплено за органами местного самоуправления закрытого административно - территориального образования.

Согласно действовавшей во время заключения соглашения ст. 1 Закона РФ “Об основах налоговой системы“ органы государственной власти вправе были предоставить льготы по всем налогам, в том числе и федеральным. Аналогичное указание содержится в ст. 12 Закона РФ “Об инвестиционном налоговом кредите“. Названные нормы закона не противоречат ст. ст. 71, 76 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ “О закрытом административно - территориальном образовании“ (в редакции от 28.11.1996 N 144 - ФЗ), бюджет закрытого административно - территориального образования формируется за счет зачисления в него всех налогов и других поступлений с его территории.

Решением городского Совета депутатов г. Краснознаменска N 73-14 от 23 сентября 1997 года было утверждено Положение об особом режиме инвестиционной и предпринимательской деятельности в г. Краснознаменске, согласно которому в его границах действует льготное налогообложение для вновь создаваемых предприятий на основании заключенных с ними налоговых соглашений.

Таким образом, в данном случае Налоговое соглашение между Администрацией г. Краснознаменска и ООО “Геркон“ в момент заключения не противоречило действующему законодательству, поскольку имело место распоряжение средствами местного бюджета в пределах полномочий органа местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ N 595 от 15.06.1998 были утверждены “Правила предоставления органам местного самоуправления дополнительных льгот по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно - территориальных образований“, в которых предусмотрен порядок предоставления предприятиям дополнительных
льгот, кроме того, установлены некоторые ограничения в предоставлении налоговых льгот.

Это Постановление было принято после заключения Налогового соглашения N ИР/36 и в соответствии со ст. 57 Конституции РФ обратной силы не имеет.

Поскольку законодательство Российской Федерации не ограничивало права органов местного самоуправления закрытого административно - территориального образования на применение льгот по налогам в отношении федеральных налогов в период заключения налогового соглашения, суд сделал обоснованный вывод о том, что в действиях ООО “Геркон“ отсутствует состав налогового правонарушения, в связи с чем привлечение его к ответственности неправомерно.

Довод Инспекции о том, что право органов местного самоуправления ЗАТО на предоставление льгот распространяется только на местные налоги не следует из норм права, которыми в период с 27.02.1998 по 31.12.2000 регулируются данные правоотношения.

При таких обстоятельствах выводы суда о правомерности заключения данного соглашения являются правильными, оснований для отмены решения не имеется.

Кроме того, арбитражным судом установлено, что ООО “Геркон“ соответствовало требованиям, предъявляемым к налогоплательщикам в соответствии с Федеральным законом РФ от 02.04.99 N 67-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о закрытых административно - территориальных образованиях“, которым изменен абз. 3 п. 1 ст. 5 Закона РФ “О закрытом административно - территориальном образовании“.

Данный вывод суда подтверждается пунктом 2.1 акта выездной налоговой проверки от 28.04.2001 N 53, из которого видно, что ООО “Геркон“ осуществляло не менее 70 процентов деятельности на территории закрытого административно - территориального образования, не менее 70 процентов фонда зарплаты ООО “Геркон“ приходится на жителей г. Краснознаменска и не менее 90 процентов основных средств расположено на территории г. Краснознаменска.

Таким образом, вследствие того, что фактическая деятельность общества отвечает критериям,
указанным в Законе РФ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о закрытых административно - территориальных образованиях“, оно имело право на получение дополнительных льгот по налогу на добавленную стоимость.

Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены. Доводы Инспекции в кассационной жалобе фактически повторяют его позицию, изложенную при рассмотрении спора по существу.

Устно заявленные доводы Инспекции о частичном изменении судебного акта по позиции, касающейся налогообложения ООО “Геркон“ в 2000 года, не принимаются судом кассационной инстанции как документально не обоснованные.

Руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 14 августа 2001 г. по делу N А41-К2-9570/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ по городу Краснознаменску - без удовлетворения.