Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 03.12.2001 N КГ-А40/7202-01 Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 3 декабря 2001 г. Дело N КГ-А40/7202-01

(извлечение)

ООО “Радекс“ обратилось в арбитражный суд с иском к Главному командованию внутренних войск МВД РФ о субсидиарной ответственности по долгам войсковой части 3275 за услуги по отпуску воды и приему сточных вод в размере 468497 руб. 42 коп. за период с 28.05.96 по 17.12.98.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на стороне ответчика, привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации, войсковая часть 3275.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.08.2001, оставленным без изменения постановлением
апелляционной инстанции от 17.10.2001, иск удовлетворен.

При этом суд исходил из того, что наличие задолженности по оплате полученных услуг подтверждается материалами дела. Право требования задолженности по оплате услуг передано истцу по договору от 06.07.2001 уступки прав требования прежним кредитором. Договор соответствует требованиям законодательства. У войсковой части отсутствуют денежные средства для оплаты задолженности. Главное командование в соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ должно нести ответственность за финансово-хозяйственную деятельность подразделения внутренних войск - войсковую часть 3275.

На указанные судебные акты ответчиком подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и постановления, в связи с неправильным применением судом норм материального права.

В судебном заседании представитель ответчика настаивал на своих требованиях по мотивам, изложенным в жалобе. Представитель истца возражал против доводов жалобы и просил оставить решение и постановление без изменения.

МВД РФ, войсковая часть 3275, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, своих представителей в суд не направили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона “О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации“ и п. 1 Положения “О Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации“ (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 1999 года N 281) Главное командование является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначено для управления внутренними войсками. При этом Главное командование является юридическим лицом, имеет счета в банках (п. 4 Положения); осуществляет управление недвижимым и движимым имуществом внутренних войск, находящимся в федеральной собственности; осуществляет
финансирование внутренних войск, обеспечивает контроль за расходованием денежных средств во внутренних войсках (п. 27 Положения).

Таким образом, внутренние войска и его Главное командование являются объектом специального правового регулирования.

Главное командование по существу выполняет функцию МВД России по непосредственному управлению внутренними войсками, имея в этих целях соответствующие полномочия, а также функцию главного распорядителя, что подтверждается и нормами бюджетного законодательства.

В соответствии с п. п. 5 и 6 ст. 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений и осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Ст. 160 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает равную ответственность главного распорядителя и распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с п. 14 Положения о Главном командовании Главнокомандующий является распорядителем бюджетных ассигнований на содержание внутренних войск, организует рациональное и эффективное использование выделяемых материальных и денежных средств.

С учетом изложенного арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о возможности Главного командования выступать в качестве лица, имеющего полномочия представлять Российскую Федерацию в суде по делам, касающимся внутренних войск и в соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ нести субсидиарную ответственность по их обязательствам.

Судом установлен факт оказания войсковой части 3275 услуг по отпуску воды и приему сточных вод по договору от 01.04.94 N 114-13 и отсутствие денежных средств у части, необходимых для оплаты услуг на сумму 468487 руб. 42 коп.

Арбитражным судом дана надлежащая оценка договору от 06.07.2001 уступки прав требования и сделан правильный вывод о соответствии договора требованиям действующего законодательства. В связи с чем довод заявителя жалобы о том, что договор от 06.07.2001 уступки прав требования является мнимым,
прикрывающим поручение кредитора принять исполнение от должника в обязательстве третьему лицу, не может быть принят во внимание.

Учитывая изложенное, решение и постановление приняты с правильным применением норм материального права и оснований для их отмены, предусмотренных ст. 176 АПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 171, 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.08.2001 и постановление от 17.10.2001 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-26294/01-23-349 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возобновить исполнение решения от 21.08.2001, приостановленное определением ФАС МО от 15.11.2001.