Постановление ФАС Московского округа от 26.11.2001 N КА-А41/6917-01 Налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды лишь тех страховых взносов, которые входят в единый социальный налог.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 26 ноября 2001 г. Дело N КА-А41/6917-01
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.01 Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС Российской Федерации) отказано в иске о взыскании с ООО “Торговый центр Грина“ штрафа в размере 28242 руб. 98 коп. за уклонение от своевременной регистрации в исполнительном органе социального страхования.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МРО ФСС Российской Федерации ставит вопрос об его отмене в связи с тем, что судом нарушены нормы материального права, а именно: п. 6 ст. 13, п. 2 ст. 30, п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 82, ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 г. N 24 “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“, ст. 17, подп. 8 п. 2 ст. 18, п. 2 ст. 28 ФЗ от 24.07.98 N 125 “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях“.
Извещенный в установленном законом порядке о месте и времени рассмотрения дела представитель ООО “Торговый центр Грина“ в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда г. Москвы проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.
В ходе проведенной 06.04.01 страховым органом проверки соблюдения ООО “Торговый центр Грина“ законодательства о страховой деятельности был выявлен факт ведения данным обществом своей деятельности свыше 90 дней без постановки на учет в исполнительном органе ФСС Российской Федерации в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, о чем зафиксировано в акте камеральной проверки от 06.04.01 N 8680. По результатам проверки на основании этого акта истец принял 6 апреля 2001 г. решение N 8680 о привлечении ООО “Торговый центр Грина“ к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации в виде наложения штрафа в размере 28242 руб. 98 коп.
В связи с неоплатой штрафа в добровольном порядке МРО ФСС Российской Федерации обратилось в суд с иском о взыскании его в судебном порядке.
Суд первой инстанции полно и тщательно исследовал все обстоятельства дела, оценил в совокупности собранные по делу доказательства и пришел к правильному выводу о неправомерном привлечении ответчика к налоговой ответственности. При этом суд обоснованно исходил из того, что на момент проверки и принятия решения о привлечении ответчика к налоговой ответственности истец не обладал полномочиями по осуществлению налогового контроля и взысканию штрафов.
Довод МРО ФСС Российской Федерации о том, что страховые органы правомочны привлекать плательщиков страховых взносов к налоговой ответственности за уклонение от регистрации в качестве страхователей от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, несостоятелен. При этом ссылка в жалобе на нормы Налогового кодекса Российской Федерации не принимается.
Из смысла ст. 34-1 Налогового кодекса Российской Федерации вытекает, что обязанности по налоговому контролю могут быть возложены на органы государственных внебюджетных фондов только в предусмотренных законом случаях.
В соответствие со ст. 9 ФЗ Российской Федерации от 05.08.00 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ с 01.01.2001 года в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды лишь тех страховых взносов, которые в силу ст. 11 названного Закона входят в единый социальный налог. Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в этот единый социальный налог законодатель не включил. Поэтому истец не вправе был привлекать ответчика к налоговой ответственности.
Более того, при решении вопроса о применении к спорным правоотношениям положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо исходить из того, что круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, определен в ст. 2 части первой данного Кодекса. В силу названной нормы права, а также п. 4 ст. 5 этой же части Кодекса нормы о мерах ответственности, предусмотренные кодексом, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к отношениям по страхованию от несчастных случаев. Данные положения согласуются с требованиями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.
Не принимается во внимание и ссылка заявителя на ст. 10 ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“.
Данная норма права корреспондирует ответственность, установленную ст. 19 ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ и позволяет производить начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик прошел государственную в Московской регистрационной палате 23.07.97, а встал на учет в филиале N 22 МРО ФСС Российской Федерации в качестве страхователя 06.04.2001 г.
Поскольку Федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“ носит срочный характер и распространяется лишь на те правоотношения, которые возникли в определенный этим законом промежуток времени, истец не вправе привлекать ООО “Торговый центр Грина“ к ответственности за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя. Спорные правоотношения регулируются ФЗ от 24.07.98 N 125 “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“, устанавливающие самостоятельную ответственность за указанные этим Законом нарушения в сфере страховой деятельности.
Этим же Законом определены полномочия страхового органа по осуществлению им контроля по исполнению страхователями предусмотренных Законом обязанностей (ст. 18), в том числе право страхового органа привлекать страхователей к административной ответственности за нарушение ими порядка и сроков уплаты страховых взносов, а также уклонение от регистрации в качестве страхователей от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
При таких обстоятельствах, выводы суда об отсутствии оснований для привлечения ответчика к налоговой ответственности за несвоевременную его регистрацию в филиале N 22 МРО ФСС Российской Федерации, являются правильными.
Суд кассационной инстанции находит, что дело рассмотрено судом первой инстанции Арбитражного суда г. Москвы полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права.
Всем доводам заявителя дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ст. ст. 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28 сентября 2001 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-31201/01-116-402 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.