Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 05.09.2001 N КА-А41/4718-01 Неисполнение требований, установленных Положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, является основанием для признания обращения взыскания на имущество должника недействительным и отнесения соответствующих издержек на орган или лицо, не исполнивших эти требования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 сентября 2001 г. Дело N КА-А41/4718-01

(извлечение)

ЗАО ТК “Спартак“ обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании ущерба с Федеральной службы налоговой полиции РФ, управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ, управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Московской области.

Решением арбитражного суда Московской области от 23.03.2001 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2001 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, заявитель просит отменить судебные акты, мотивируя это тем, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, а именно: п. 12 ст. 11
Закона РФ “Об органах налоговой полиции“ от 24.06.93 N 5238-12, п. 15 Указа Президента РФ от 14.02.96 N 1999, Постановление Правительства РФ от 06.09.98 N 1058, Постановление Правительства РФ от 29.05.98 N 604 “О мерах по обеспечению безусловного исполнения решений о взыскании задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам“, ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо Указа Президента РФ от 14.02.96 N 1999 имеется в виду Указ Президента РФ от 14.02.96 N 199.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо Постановления Правительства РФ от 29.05.98 N 604 имеется в виду Указ Президента от 29.05.98 N 604.

Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы сторон, проверив в порядке ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебного акта.

Суд первой и апелляционной инстанции, всесторонне исследовав фактические обстоятельства по делу, оценив доказательства в их совокупности, пришел к правильному выводу о том, что требование истца о взыскании ущерба с Федеральной службы налоговой полиции РФ, управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ, управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Московской области являются неправомерными.

В соответствии со ст. 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов и должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.

В материалах дела отсутствуют доказательства незаконных действий со стороны налоговой полиции.

На основании распоряжения о производстве административного ареста от 17.12.97 N 35/2604 налоговой полицией Раменского райотдела по Московской области был составлен акт описи и административного
ареста имущества налогоплательщика - юридического лица N 35/2655 от 23.12.97, которым наложен арест на имущество, принадлежащее ЗАО ТК “Спартак“ для последующей реализации данного имущества в установленном порядке в связи с имеющейся задолженностью по уплате налогов в бюджет.

16.02.1998 был составлен трехсторонний договор между Раменским райотделом налоговой полиции, ВРООИ “Союз - Чернобыль“ и ЗАО ТК “Спартак“ по которому ВРООИ “Союз - Чернобыль“ реализует имущество ЗАО ТК “Спартак“, на которое наложен арест налоговой полицией.

В силу пункта 2.1 ст. 2 договора передача имущества была произведена в соответствии с актом описи и административного ареста имущества налогоплательщика - юридического лица от 23.12.97.

Согласно пункту 2.2 ст. 2 договора именно ВРООИ “Союз - Чернобыль“ принимает имущество, осуществляет его страхование, производит все погрузочно - разгрузочные работы, транспортировку имущества, его хранение, а также реализацию.

В силу пункта 5.1 ст. 5 договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 17 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 199 неисполнение требований, установленных настоящим положением, является основанием для признания обращения взыскания на имущество должника недействительным и отнесения соответствующих издержек на орган или лицо, не исполнивших эти требования.

Налоговая полиция произвела арест имущества в соответствии с действующим законодательством.

Судом первой и апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что незаконные действия со стороны налоговой инспекции не установлены, поэтому он правомерно отказал в иске о возмещении ущерба ЗАО ТК “Спартак“.

Что касается довода ЗАО ТК “Спартак“ об отсутствии контроля со стороны налоговой полиции, то
между действиями налоговой полиции и наступившими последствиями (причинением ущерба) отсутствует прямая причинно - следственная связь.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23 марта 2001 г. и постановление апелляционной инстанции от 27 июня 2001 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-1350/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.