Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 04.07.2001 N КА-А40/3376-01 Антимонопольному органу предоставлено право рассматривать факты нарушения антимонопольного законодательства и принимать по ним решения и предписания в пределах своей компетенции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 июля 2001 г. Дело N КА-А40/3376-01

(извлечение)

Министерство путей сообщения Российской Федерации обратилось в суд с иском о признании недействительным п. 1.1 решения Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) от 28 апреля 2000 года N АЦ/4810 и пп. 1.2 предписания N АЦ/4809 от той же даты, ссылаясь на то, что решение и предписание антимонопольного органа противоречат закону.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением от 19 февраля 2001 года, оставленным без изменения постановлением от 24 апреля 2001 года Арбитражного суда г. Москвы по
делу N 84-527, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе МАП России ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 7 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

По мнению заявителя, суд не учел, что решения федеральных органов исполнительной власти, каковым является МПС России, по вопросам предоставления льгот отдельным хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.

Однако, указания МПС, направленные на создание монополиста на рынке реализации металлолома и наделение ГП “Росжелдорснаб“ функциями органа исполнительной власти, с МАП России не обсуждались.

Признавая акты антимонопольного органа недействительными, судебные инстанции не указали законы, которым эти акты противоречат, что свидетельствует о незаконности принятых судебных актов.

В заседании кассационной инстанции представители МАП России поддержали доводы жалобы.

Представители МПС России и ГП “Росжелдорснаб“ возражали против доводов и соображений заявителя. В дело представлен письменный отзыв на жалобу.

Законность судебных актов Арбитражного суда города Москвы по делу N 84-527 проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Кассационная инстанция полагает, что решение от 19.02.2001 и постановление от 24.04.2001 подлежат отмене по п. 3 ст. 175 АПК РФ ввиду их недостаточной обоснованности.

Разрешая спор, судебные инстанции пришли к выводу, что МАП России, принимая решение и предписание в отношении МПС России от 24.04.2000, не представил доказательств ограничения истцом конкуренции хозяйствующих субъектов на рынке по продаже металлолома, в связи с чем, по мнению суда, принятые в отношении МПС России меры со стороны антимонопольного органа противоречат закону и нарушают права МПС РФ как федерального органа исполнительной власти.

С выводом суда согласиться нельзя, поскольку обстоятельства по делу исследованы судом недостаточно полно, а доказательствам, представленным сторонами в
нарушение ст. 59 АПК РФ, не дана оценка.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам и нарушает права и охраняемые законом интересы юридического лица.

Признавая недействительными решение и предписание МАП России, суд в нарушение ст. 13 ГК РФ не указал законы, которым эти акты противоречат, что не может быть признано правильным.

Между тем, согласно ст. 27 Закона РФ от 22.03.91 с изменениями от 02.01.2000 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ антимонопольному органу предоставлено право рассматривать факты нарушения антимонопольного законодательства и принимать по ним решения и предписания в пределах своей компетенции.

Как следует из обстоятельств дела, предметом рассмотрения антимонопольного органа явилось указание МПС России от 22 февраля 2000 года N И-381“у“ “О мерах по увеличению доходов от реализации металлолома и их целевое использование на нужды отрасли“.

Этим указанием МПС России наделил ГП “Росжелдорснаб“ исключительными правами осуществлять регулярные проверки самостоятельных хозяйствующих субъектов - железных дорог, предприятий и организаций железнодорожного транспорта, являющихся коммерческими структурами.

Кроме того, указанием предусмотрено, что организации и предприятия отрасли обязаны передать для реализации названному предприятию металлолом в установленном для каждого объеме, а о реализации оставшейся у них части лома предоставлять отчет.

Однако, п. 1 ст. 7 Закона “О конкуренции...“ запрещает органам власти (в данном случае - МПС РФ) принимать акты и совершать действия, которые создают благоприятные условия деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов (в данном случае - для ГП “Росжелдорснаб“), в том числе необоснованно предоставлять льготы отдельному хозяйствующему субъекту, ставящие его в преимущественное положение по отношению к
другим хозяйствующим субъектам.

Суд это положение закона оставил без внимания и не выяснил, каким образом осуществлялась продажа металлолома до издания указания, в равном ли положении в этом отношении находились хозяйствующие субъекты, входящие в систему МПС России, какие интересы хозяйствующих субъектов ущемлены и в чем именно, каким образом распределялись денежные средства от продажи металлолома до и после издания указания.

Кроме того, суд не учел, что согласно названного выше Закона (п. 1 ст. 7 Закона “О конкуренции...“) решения федеральных органов исполнительной власти по вопросам предоставления отдельным хозяйствующим субъектам льгот, требуют согласования с федеральным антимонопольным органом.

Суд не выяснил и не привел мотивы принятого решения о том, нормы какого закона разрешают МПС России принимать акты (в данном случае - указание N 381“у“) без согласования с МАП России.

Кассационная инстанция полагает, что выяснение данных вопросов имеет существенное значение для правильного разрешения спора и выводов о законности действий антимонопольного органа.

Поскольку обстоятельства по делу судом исследованы недостаточно полно, судебные постановления, принятые по делу, не могут быть признаны правильными и подлежат отмене.

Руководствуясь ст. ст. 174 - 178 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19 февраля 2001 года и постановление от 24 апреля 2001 года Арбитражного суда г. Москвы по делу N 84-527 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.