Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 02.04.2001 N КА-А40/1329-01 Копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных, или иных документов с отметками пограничных таможенных органов государств - участников СНГ или таможенных органов государств, находящихся за пределами территорий государств - участников СНГ, могут не представляться в случаях вывоза товаров, экспортируемых с таможенной территории Российской Федерации через границы с государствами, не являющимися государствами - участниками Союза Независимых Государств (странами дальнего зарубежья).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 апреля 2001 г. Дело N КА-А40/1329-01

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Промэкстрэм“ обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к инспекции МНС России N 16 по Северо - Восточному административному округу города Москвы, с учетом изменения исковых требований, о возмещении из бюджета 1396500 руб. налога на добавленную стоимость за II квартал 1999 г.

Решением от 20.11.2000, оставленным без изменения постановлением от 23.01.2001 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования истца как подтвержденные материалами дела.

Законность и обоснованность судебных актов проверяются в порядке ст.
171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой инспекции МНС России N 16, в которой ответчик ссылается на то, что истцом не представлено надлежащих документов, подтверждающих экспорт товаров.

Истец возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.

Проверкой в кассационной инстанции установлено, что судебные акты подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в первую инстанцию суда по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, экспорт товаров в США истцом осуществлялся в международных почтовых отправлениях с международного почтамта через аэропорт Шереметьево.

Согласно п. 22 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“ копии транспортных, или товаросопроводительных, или таможенных, или иных документов с отметками пограничных таможенных органов государств - участников СНГ или таможенных органов государств, находящихся за пределами территорий государств - участников СНГ, могут не представляться в случаях вывоза товаров, экспортируемых с таможенной территории Российской Федерации через границы с государствами, не являющимися государствами - участниками Союза Независимых Государств (странами дальнего зарубежья).

В связи с этим нельзя признать обоснованным требование ответчика представить грузовые таможенные декларации с отметками пограничных таможенных органов.

Вместе с тем при новом разрешении спора суду необходимо дать оценку доводу ответчика о том, что положенные в основу решения суда авиадепеши не подтверждают факт отправления в посылке конкретного товара - “Установка стерилизации промышленных емкостей пищевого назначения“.

Согласно ст. 97 Таможенного кодекса Российской Федерации экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.

Понятие экспорта товаров
не ограничивается статьей 97 ТК РФ. Ст. 98 ТК РФ устанавливает, что экспорт товаров осуществляется при выполнении ряда условий, в том числе соблюдении мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.

К таким актам законодательства относится Указ Президента Российской Федерации “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок“, на основании п. 7 которого при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговым сделкам (включая бартерные сделки) в соответствии с таможенным режимом экспорта, исходить из того, что зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке является требованием таможенного режима экспорта товаров в соответствии со статьей 98 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим нельзя признать обоснованным вывод суда о том, что истец выполнил все требования нормативных правовых актов, представив выписку банка, подтверждающую поступление 7125000 рублей из банка Эстонии, а не США.

По этой же причине нельзя признать обоснованным утверждение суда о том, что при экспорте товаров не требуется составления паспорта сделки как противоречащее требованиям Инструкции от 12.10.93 Центрального Банка России N 19 и ГТК России N 01-20/10283 “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров“ и Положению о применении Инструкции Банка России и ГТК России “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров“ от 13.10.99 N 86-И и N 01-23/26541.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 178 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.11.2000 и постановление от 23.01.2001
апелляционной инстанции по делу N А40-30267/00-99-403 Арбитражного суда г. Москвы отменить, дело передать на новое рассмотрение в 1-ю инстанцию суда.