Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 26.03.2001 N КГ-А40/1140-01 Средства Федерального дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования. Средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 26 марта 2001 г. Дело N КГ-А40/1140-01

(извлечение)

Федеральная дорожная служба России обратилась в арбитражный суд г. Москвы с иском к акционерному обществу открытого типа (АООТ) “Аврон“ и АООТ “Мичуринский авторемонтный завод“ о применении последствий недействительности ничтожного договора N 24 от 28.11.94, заключенного Федеральным дорожным департаментом с ответчиками, и на основании п. 2 ст. 167 ГК РФ обязании ответчиков возвратить полученные денежные средства в Федеральный дорожный фонд: АО “Аврон“ - 300000 руб.; АООТ “Мичуринский ремонтный завод“ - 900000 руб., а также взыскании процентов за пользование
чужими денежными средствами в сумме: с АО “Аврон“ - 1501392 руб.; АООТ “Мичуринский ремонтный завод“ - 4504175 руб.

Решением суда от 12.08.99, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.10.99, исковые требования удовлетворены, применены последствия ничтожной сделки и взыскано с ЗАО “Мичуринский завод по производству автобусов“ 900000 руб. по недействительной сделке и 2146375 руб. процентов; с ОАО с иностранными инвестициями “Аврон“ - 300000 руб. по недействительной сделке и 715453 руб. 33 коп. процентов.

В остальной части иска отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.02.2000 решение от 12.08.99 и постановление от 29.10.99 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением суда от 18.04.2000, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции от 22.06.2000, в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.09.2000 решение от 18.04.2000 и постановление от 22.06.2000 Арбитражного суда г. Москвы отменены и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением суда от 10.11.2000 произведены замены: истца на Российское дорожное агентство, ответчиков АООТ “Аврон“ - на ОАО с иностранными инвестициями “Аврон“, АООТ “Мичуринский авторемонтный завод“ - на ЗАО “Мичуринский завод по производству автобусов“, и в иске о применении последствий ничтожной сделки отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 15.01.2001 решение оставлено без изменения.

На решение от 10.11.2000 и постановление от 15.01.2001 Российским дорожным агентством подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене как незаконных.

Ответчики отзывы на кассационную жалобу не представили.

В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержала доводы кассационной жалобы, а также представила документы об упразднении Российского дорожного агентства и передаче его функций Министерству транспорта РФ.

Представитель ОАО “Аврон“ в
заседание суда кассационной инстанции не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель ЗАО “Мичуринский завод по производству автобусов“ возражала против удовлетворения жалобы.

Изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ, АООТ “Мичуринский авторемонтный завод“ и АООТ “Аврон“ заключен договор от 28.11.94 N 24, предметом которого является организация производства специальной автотранспортной техники для дорожного комплекса РФ согласно приложению 1.

В соответствии с данным договором Департамент перечислил из Федерального дорожного фонда РФ ответчикам соответственно 900000 руб. и 300000 руб., что подтверждается платежными поручениями от 09.12.94 N 2606, 2607 и не отрицается ответчиками.

Полагая, что договор N 24 от 29.11.94 является ничтожной сделкой, как не соответствующей Закону РФ от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в РФ“, Закону “О бюджете Федерального дорожного фонда РФ на 1994 год“, Постановлению Правительства РФ от 30.12.91 N 93, истцом, являющимся правопреемником Федерального дорожного департамента, предъявлен настоящий иск о применении последствий ничтожной сделки в виде возврата полученных денежных средств и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что спорный договор является договором беспроцентного займа, предоставленного за счет средств Федерального дорожного фонда коммерческим организациям, не входящим в структуру Федерального дорожного департамента, тогда как средства Федерального дорожного фонда РФ имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.

Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении иска,
исходил из того, что договор N 24 от 28.11.94 является договором поставки и заключен Федеральным дорожным департаментом в пределах его правоспособности и не противоречит Законам “О дорожных фондах в РФ“ и “О бюджете Федерального дорожного фонда на 1994 г.“, в связи с чем не может быть признан ничтожным по основаниям ст. 168 ГК РФ.

Между тем выводы суда не могут быть признаны соответствующими закону и обстоятельствам дела.

При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.

Федеральный дорожный департамент был образован Постановлением Правительства РФ от 30.12.91 N 93 “Об управлении дорожным хозяйством“.

Данным Постановлением был установлен принцип целевой правоспособности департамента, в связи с чем его действия по распоряжению закрепленным за ним имуществом, в том числе денежными средствами, должны быть обусловлены задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества.

В соответствии с Положением о Федеральном дорожном департаменте, утвержденном Минтрансом РФ 26.06.92, действующим на момент заключения договора, на Департамент было возложено заключение договоров на выполнение работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных дорог и сооружений на них, финансированию этих работ, надзор за их выполнением.

В соответствии со ст. ст. 2, 3 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ от 18.10.91 N 1759-1 средства Федерального дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования. Средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к федеральной собственности, а также затрат на управление дорожным хозяйством.

Из этого фонда
могут выделяться субвенции и дотации для выравнивания на территории РФ уровня развития сети автомобильных дорог, относящихся к собственности республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Законом “О бюджете Федерального дорожного фонда РФ на 1994 год“ от 06.01.95 N 2-ФЗ также строго определены цели расходования средств Федерального дорожного фонда.

Таким образом, заключая спорный договор и перечисляя ответчикам, являющимся коммерческими организациями и не входящими с структуру Федерального дорожного департамента Минтранса РФ, из Федерального дорожного фонда РФ денежные средства для развития ими собственного производства с целью оказания временной финансовой помощи на безвозмездной основе, истец неправомерно распорядился целевыми денежными средствами Фонда заключил договор N 24 от 28.11.94 с нарушением требований Закона РФ от 18.10.91 N 1759-1 “О дорожных фондах в РФ“, ФЗ “О бюджете Федерального фонда РФ на 1994 г.“, который в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожной сделкой.

Согласно ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

В силу ст. ст. 1103, ч. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательно полученных денежных средств подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ).

При таких обстоятельствах принятые по делу решение от 10.11.2000 и постановление от 15.01.2001 арбитражного суда г. Москвы подлежат отмене на основании ст. 176 АПК РФ, а исковые требования - удовлетворению.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, а также с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.98 N 13/14 “О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами“, суд кассационной
инстанции считает возможным уменьшить, применительно к ст. 333 ГК РФ, размер подлежащих взысканию с каждого из ответчиков процентов до суммы неосновательно полученных ими денежных средств, а именно: с ОАО “Аврон“ - 300000 руб., полученных по недействительной сделке, и 300000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, с ЗАО “Мичуринский завод по производству автобусов“ 900000 руб. по недействительной сделке и 900000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Согласно Указу Президента РФ от 17.05.2000 N 867 “О структуре федеральных органов исполнительной власти“ Российское дорожное агентство упразднено и его функции переданы Министерству транспорта Российской Федерации.

В этой связи Российское дорожное агентство, в порядке ст. 40 АПК РФ подлежит замене на Министерство транспорта РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 40, 171, 174 - 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 10.11.2000 и постановление от 15.01.2001 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-20980/99-57-244 отменить, заменить Российское дорожное агентство на Министерство транспорта РФ.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки-договора от 28.11.94 N 24, заключенного между Федеральным дорожным департаментом, АОЗТ “Мичуринский авторемонтный завод“ и АООТ “Аврон“ и взыскать с ОАО с иностранными инвестициями “Аврон“ в пользу Министерства транспорта РФ 300000 руб. по недействительной сделке и 300000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

Взыскать с ЗАО “Мичуринский завод по производству автобусов“ в пользу Министерства транспорта РФ 900000 руб. по недействительной сделке и 900000 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО с иностранными инвестициями “Аврон“ государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 12600 руб.

Взыскать с ЗАО “Мичуринский завод по производству автобусов“ государственную пошлину в доход федерального
бюджета в сумме 20600 руб.