Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 23.03.2001 N КА-А40/1183-01 Суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований об обязании Торгово-промышленной палаты РФ принимать от истца и направлять образцы оттиска печати и подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты о происхождении товаров, внешнеэкономическим ведомствам стран - участников СНГ, т.к. истец не является членом Торгово-промышленной палаты РФ и до его вступления в нее в установленном порядке не имеет права требовать принимать и направлять вышеуказанные образцы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 марта 2001 г. Дело N КА-А40/1183-01

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Фоминой Е.А., судей Муриной О.Л., Агапова М.Р., при участии в заседании от заявителя: Х. - дов. от 30.01.01 N 19; от ТПП РФ: Р. - дов. от 18.01.01 N ПР/06, П. - дов. от 11.03.01 N ПР/92, рассмотрев кассационную жалобу Воронежской Торгово-промышленной палаты на решение от 15.11.2000 и постановление от 22.01.2001 по делу N А40-23266/99-67-287 Арбитражного суда г. Москвы, судьи Маненков А.М., Ласкин Л.В., Голобородько В.Я., Окулова Н.О.,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного
суда г. Москвы от 15.11.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 22.01.2001, Воронежской Торгово-промышленной палате отказано в иске к Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ) об обязании принимать от истца и направлять образцы оттиска печати и подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты о происхождении товаров, внешнеэкономическим ведомствам стран - участников СНГ.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Воронежская ТПП не является членом ТПП РФ, поэтому не имеет права требовать принятия образцов печати и подписей уполномоченных лиц на заверение сертификатов о происхождении товаров и их направления внешнеэкономическим ведомствам государств СНГ.

При этом суды сослались на п. 1 ст. 12, ст. 14, п. 2 ст. 15 Закона РФ “О Торгово-промышленных палатах РФ“, ст. 307 ГК РФ, Постановление Правительства РФ от 24.02.94 N 150 “О выдаче сертификатов о происхождении товаров при их вывозе в государства СНГ“; п. п. 1.2 - 1.5 Положения о порядке оформления, удостоверения и выдаче сертификатов происхождения товаров.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 150 имеет дату 24.02.1994, а не 24.02.99.

В кассационной жалобе Воронежская ТПП просит об отмене вышеназванных судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права: п. 11 Правил определения страны происхождения товаров, решением Совета Глав правительств СНГ 30.11.2000, п. “д“ ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 15 Закона РФ “О ТПП в РФ“, ст. 49 ГК РФ, п. 2 Постановления Правительства РФ N 150 от 24.02.99.

Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ТПП РФ, возражавшего против отмены обжалуемых судебных
актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене решения от 15.11.2000 и постановления апелляционной инстанции от 22.01.2001 по делу N А40-23266/99-67-287 Арбитражного суда г. Москвы, вынесенных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.

В соответствии с п. 11 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Советом Глав правительств СНГ 30.11.2000, сертификат о происхождении товаров выдается уполномоченным в соответствии с национальным законодательным органом страны происхождения товара.

Постановлением Правительства РФ N 150 от 24.02.94 “О выдаче сертификатов о происхождении товаров при их вывозе в государства - участники СНГ“ данная функция возложена на ТПП РФ и территориальные торгово-промышленные палаты.

Закон РФ “О ТПП в РФ“ (п. “д“ ч. 1 ст. 12) также наделяет ТПП РФ и территориальные торгово-промышленные палаты правом выдачи сертификатов.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о подведомственности данного спора арбитражному суду в силу ст. 22 АПК РФ и подпункта “д“ п. 1 ст. 12 Закона РФ “О ТПП в РФ“.

Согласно п. 2 вышеназванного Постановления Правительства РФ N 150, ТПП РФ предложено направить образцы печатей и подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты о происхождении товаров, внешнеэкономическим ведомствам государств - участников СНГ.

Однако данный пункт не предусматривает обязанность, а лишь содержит предложение ТПП РФ направить образцы печатей и подписей уполномоченных на то лиц.

Кроме того, данным Постановлением не установлены критерии и требования, предъявляемые к таким лицам и организациям для получения полномочий по удостоверению сертификатов происхождения товаров.

В связи с этим ТПП РФ, как координирующая организация, несущая ответственность за удостоверение сертификатов происхождения товаров на территории РФ в силу ст. 15 Закона
РФ “О ТПП в РФ“, предъявляет определенные требования к организациям и лицам, необходимые для получения полномочий по удостоверению сертификатов происхождения товаров.

Данные требования изложены в Положении о порядке оформления удостоверения и выдачи сертификатов происхождения товаров, а также других документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, утвержденным Постановлением правления ТПП РФ 28.12.2000 (л. д. 9 т. 4).

Одним из предъявляемых требований является членство в ТПП РФ (для организаций).

Воронежская ТПП не является членом ТПП РФ, что подтверждается материалами дела, из которых следует, что вновь созданные ТПП приобретают членство в ТПП РФ не автоматически, а с соблюдением условий и порядка приема в члены ТПП, предусмотренных в силу ст. 8 Закона РФ “О ТПП в РФ“, Уставом ТПП РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правления Торгово-промышленной палаты имеет дату 19.12.2002, а не 27.01.2004.

Указанный в Уставе ТПП РФ (ст. 20, п. 2 ст. 38), а также Положением о порядке приема и учета членов ТПП РФ, утвержденном Постановлением Правления ТПП от 27.01.04, в члены ТПП РФ Воронежская ТПП не проходила.

Данные обстоятельства подтверждаются выступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2000 (дело N А40-16075/00-94-2020).

Таким образом, ВТПП, как правомерно указал суд, нельзя признать территориальной ТПП, объединенной членством Ф.И.О. в ТПП РФ (ст. 14 Закона РФ “О ТПП в РФ“).

Из материалов дела следует, что в настоящее время на территории г. Воронежа существуют две торгово-промышленные палаты: Центрально-Европейская ТПП и Воронежская ТПП, что не соответствует ст. 5 Закона РФ “О ТПП в РФ“.

Обоснованным, с учетом изложенного, является и вывод суда об отсутствии у истца до его вступления в установленном порядке
в члены ТПП РФ права требования принять от ВТПП образцы печати и подписей уполномоченных лиц на удостоверение сертификатов.

Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального законодательства.

Всем доводам заявителя дана надлежащая, в соответствии со ст. 59 АПК РФ, оценка.

Руководствуясь ст. ст. 175, 177 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.11.2000 и постановление апелляционной инстанции от 22.01.2001 по делу N А40-23266/99-67-287 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.