Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 16.03.2001 N КГ-А40/1035-01 Ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом и такая сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 марта 2001 г. Дело N КГ-А40/1035-01

(извлечение)

Иск заявлен Закрытым акционерным обществом “Глебовское птицеводческое объединение“ (ЗАО “Глебовское птицеводческое объединение“) к Закрытому акционерному обществу “Фирма “Материк“ (ЗАО “Фирма “Материк“) и Акционерному коммерческому банку “Международная финансовая компания“ (закрытое акционерное общество), в дальнейшем - АКБ “МФК“, о признании недействительным договора уступки требования (цессии) от 16 апреля 2000 г. N ЦМ-1/ГПО, заключенного между ответчиками (л. д. 3 - 5).

Определением судьи Арбитражного суда города Москвы от 27 октября 2000 г. к участию в деле в качестве третьего лица на
стороне ответчика привлечен Акционерный коммерческий банк “СБС-Агро“ (АКБ “СБС-Агро“) - л. д. 1.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 27 ноября 2000 г. в иске ЗАО “Глебовское птицеводческое объединение“ к ЗАО “Фирма “Материк“ и АКБ “МФК“ о признании договора N ЦМ-1/ГПО недействительным отказано. Решение мотивировано тем, что истцом необоснованно предъявлены требования о признании указанного договора недействительным как совершенного с целью, противной основам правопорядка и нравственности, что истец не относится к лицам, которые могут оспаривать договор уступки требования N ЦМ-1/ГПО по предусмотренным ст. 174 ГК РФ основаниям, что ссылка истца на недействительность агентского договора от 1 февраля 2000 г. N 1 и доверенности от 14 марта 2000 г. является необоснованной, поскольку они не признаны таковыми в установленном порядке (л. д. 28).

Постановлением апелляционной инстанции того же арбитражного суда от 19 января 2001 г. решение от 27 ноября 2000 г. оставлено без изменения. Апелляционная инстанция указала на необоснованность довода истца о ничтожности оспариваемого договора цессии в связи с переходом АКБ “СБС-Агро“ под управление Агентства по реструктуризации кредитных организаций со ссылкой на п. 1 ст. 14 и ст. 16 Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций“, а также на несостоятельность ссылки истца на ст. 18 названного Закона (л. д. 126 - 127).

В кассационной жалобе истец просит решение и апелляционное постановление отменить и с учетом вынесенных в заседании кассационной инстанции уточнений передать дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение п. 3 ст. 447 ГК РФ, ст. ст. 14, 16, 18 Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций“, на нарушение ст. ст. 36, 117 АПК РФ (л. д.
130 - 132).

Давая объяснения в заседании кассационной инстанции, представители истца привели доводы, аналогичные изложенным в жалобе.

Представители АКБ “МФК“ просили оставить решение и апелляционное постановление без изменения, сославшись на их законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.

ЗАО “Фирма “Материк“ и АКБ “СБС-Агро“, надлежаще извещенные о времени и месте заседания кассационной инстанции, своих представителей в суд не направили.

Проверив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителей истца и АКБ “МФК“, кассационная инстанция находит решение и апелляционное постановление подлежащими отмене и считает возможным принять новое решение в связи со следующим.

Первая инстанция, отказывая в иске о признании договора недействительным как ничтожного, не учла, что в силу ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

Первая и апелляционная инстанции не учли также, что согласно п. 1 и 2 ст. 166 ГК РФ ничтожная сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом и такая сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.

С учетом того, что АКБ “СБС-Агро“ с 16 ноября 1999 г. находится под управлением Государственной корпорации “Агентство по реструктуризации кредитных организаций“ (Агентство), права этого банка по распоряжению активами ограничены нормами Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций“.

В силу ст. 18 Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций“ продажа активов кредитной организации, находящейся под управлением Агентства, осуществляет Агентство. Эта норма является императивной и специальной по отношению к ст. 14 указанного Федерального закона, а также к ст. ст. 7, 9 Федерального закона “О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций“, а поэтому договор уступки требования (цессии) от 16 апреля 2000 г. N ЦМ-1/ГПО, по которому произведена реализация прав требования по кредитному договору от 15 декабря 1999 г. N 912 и по обеспечивающим его договорам залога, ничтожен как не соответствующий ст. 18 Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций“.

Кроме того, ни агентским договором с АКБ “СБС-Агро“ от 1 февраля 2000 г. N 1, ни выданной на основании этого договора доверенностью от 14 марта 2000 г. N 77M/74 ЗАО “Фирма “Материк“ не предоставлено право совершать от имени банка сделки, тем более связанные с продажей активов банка. Такое право АКБ “СБС-Агро“ не вправе был передать ЗАО “Фирма “Материк“ в силу ограничений, содержащихся в ст. 18 Федерального закона “О реструктуризации кредитных организаций“.

Судебные расходы по делу распределяются в соответствии со ст. 95 АПК РФ с возложением их на ответчиков в равных долях.

Руководствуясь ст. ст. 171, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27 ноября 2000 г. и постановление апелляционной инстанции от 19 января 2001 г. по делу N А40-38076/00-68-365 Арбитражного суда города Москвы отменить.

Признать договор уступки требования (цессии) от 16 апреля 2000 г. N ЦМ-1/ГПО, заключенный между Закрытым акционерным обществом “Фирма “Материк“, действующим от имени и по поручению Акционерного коммерческого банка “СБС-Агро“, и Акционерным коммерческим банком “Международная финансовая компания“, недействительным в силу ничтожности.

Взыскать в пользу Закрытого акционерного общества “Глебовское птицеводческое объединение“ с Закрытого акционерного общества “Фирма “Материк“ и Акционерного коммерческого банка “Международная финансовая компания“ по 1669 руб. 80 коп. с каждого в возмещение расходов по госпошлине
по делу.