Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 14.03.2001 N КА-А40/1004-01 Дело о признании недействительным ненормативного акта госоргана в части нарушения антимонопольного законодательства передано на новое рассмотрение, т.к. истец не является субъектом монополий, поскольку осуществляемая им деятельность не связана с оказанием услуг на товарном рынке и не носит предпринимательского характера.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 марта 2001 г. Дело N КА-А40/1004-01

(извлечение)

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 05.01.2000, признано недействительным решение правления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее МАП Российской Федерации) от 21.05.99 N 2/к-1-р.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что антимонопольный орган неправомерно включил ГУ “Морская администрация морского порта Туапсе“ (далее ГУ МАПТ) в реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

В кассационной жалобе МАП России просит об отмене состоявшихся
по делу судебных актов по основаниям нарушения арбитражным судом норм материального права, а именно: ст. 4 ФЗ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, п. 4 ст. 9 КТМ Российской Федерации ст. ст. 2, 48, 50, 307, 420 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу ГУ МАПТ возражало против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав представителей МАП России, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей ГУ МАПТ, возражавших против отмены обжалуемых судебных актов, считая их законными и обоснованными, суд кассационной инстанции находит, что решение от 30.10.2000 и постановление апелляционной инстанции от 05.01.2001 по делу N А40-31471/00-106-476 Арбитражного суда г. Москвы подлежат отмене по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как недостаточно обоснованные.

Из материалов дела усматривается, что МАП России 21.05.99 приняло решение N 2/к-З-р, которым включило ГУ МАПТ, в реестр субъектов естественных монополии на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, присвоив ему регистрационный номер 3/20.

ГУ МАПТ оспорило данное решение в судебном порядке.

Удовлетворяя исковые требования о признании частично недействительным оспариваемого решения антимонопольного органа, суд пришел к выводу о том, что истец не является субъектом монополии, поскольку осуществляемая им деятельность на основании п. 4 Постановления Правительства РФ “Об организации управления морскими портами“ от 17.12.93 N 1299 (в редакции Постановления Правительства РФ от 28.08.97 N 110) в силу ст. 3 ФЗ “Об естественных монополиях“ и ст. 4 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ не связана с оказанием услуг на товарном рынке и не носит предпринимательского характера, определенного статьей 2 Гражданского кодекса
РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо Постановления Правительства РФ от 28.08.97 N 110 имеется в виду Постановление Правительства РФ от 28.08.97 N 1110.

Данный вывод суда нельзя признать основанным на правильном применении норм материального права и полном выяснении всех обстоятельств дела.

В соответствии со ст. ст. 59, 124, 127, 153, 159 АПК РФ арбитражный суд может принять судебный акт только на всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании доказательствах. При этом в решении (постановлении) должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда; доводы, по которым он отклоняет те или иные доказательства и не применяет законы или иные нормативно - правовые акты, на которых стороны основывают свои доводы. Эти требования закона судом не выполнены.

Определяя характер деятельности истца, суд правомерно сослался на ст. 120 ГК РФ, Положение о морской администрации порта Туапсе, утвержденного Директором Департамента Морского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации 11.07.94, и уставные документы, устанавливающие правовой статус истца как государственного учреждения, являющегося некоммерческой организацией.

Однако упомянутые нормы права применены судом неправильно.

В силу п. п. 4, 10 указанного Положения о МАПТ данное юридическое лицо осуществляет деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту путем установления надзора за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию, осуществлению надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ним портовых сооружений и объектов, по обеспечению их ремонта, развития и строительства. В рамках осуществления возложенных на МАПТ полномочий по обеспечению безопасности мореплавания в соответствии с п.п. 11, 16 данное учреждение вправе оказывать платные услуги по ценам и тарифам, установленным Министерством транспорта РФ на основании п.
2 вышеназванного Постановления N 1299. За предоставление таких услуг МАПТ взимает портовые сборы в размерах, определяемых на основании Положения “Ставки сборов и судов в морских торговых портах Российской Федерации“, утвержденных Министерством экономики России 04.08.95.

Кроме того, портовые сборы включены в Перечень продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые установлено государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации.

Суд не проверил и не дал оценку доводам ответчика, рассматривающим портовые сборы как плату судов за оказываемые истцом услуги по обеспечению безопасности мореплавания. Обосновывая правомерность и законность внесения истца в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, антимонопольный орган исходил из деятельности истца, вывод о предпринимательском характере которой ответчик сделал на основе проведенного им анализа правовой природы портовых сборов и имеющейся в материалах дела бухгалтерской документации.

Обоснованность этих доводов в судебном заседании не проверялась, тогда как эти доводы имеют существенное значение для правильного разрешения спора.

В этой связи суду необходимо выяснить порядок взимания и пользования портовыми сборами с учетом утвержденного приказом Министерства транспорта России от 17.12.97 N МФ N 35/2321 Приложения к “Порядку взимания и использования портовых сборов“ и Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, определяющего данный вид сборов как составляющую часть затрат хозяйствующего субъекта на производство услуг, не учитываемых при налогообложении прибыли. При этом следует решить вопрос о возможности применения ст. 50 ГК РФ, предоставляющей право некоммерческим организациям, создаваемых в том числе в форме финансируемых собственником учреждений, осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли, т.е. предпринимательскую деятельность в пределах уставных задач.

Суду надлежит проверить и другие заслуживающие
внимание доводы ответчика относительно монопольного положения МАПТ на рынке оказываемых истцом услуг по обеспечению безопасности мореплавания в силу технологических особенностей товарного рынка в виду невозможности оказания таких услуг иным лицом и в любом другом месте за пределами территории порта.

В какой мере эти доводы ответчика опровергают утверждения истца о неправомерности внесения его в упомянутый Реестр, арбитражный суд проверку не производил, эти обстоятельства не оценивал.

Остался невыясненным вопрос о порядке использования портовых сборов на оказываемые истцом услуги по обеспечению безопасности мореплавания, а также какой срок и на основании какого нормативного акта правомочен устанавливать эти тарифы на эти услуги.

Значимость данного вопроса предопределена характером оказываемых МДПТ услуг и видом деятельности истца, поскольку ценовое регулирование характерно для отношений в сфере естественных монополий.

Статья 4 ФЗ “О естественных монополиях“ относит услуги, оказываемые портами, к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Определение естественной монополии содержится в ст. 3 названного Закона, как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В силу названной нормы права субъектом естественной монополии являются хозяйствующие субъекты, занятые производством товаров либо оказанием услуг в условиях естественной монополии.

В соответствии с ФЗ “О естественных монополиях“ цены на товары субъектов естественных монополий устанавливаются органом регулирования их деятельности.

Однако, какой государственный орган осуществляет данную деятельность и на основании какого нормативного документа суду надлежит выяснить. Названным Положением о МАПН таким органом является Министерство транспорта РФ.

Вместе с тем, размеры портовых сборов определяются на основании ставок, утверждаемых Министерством экономики, поскольку данный
федеральный орган исполнительной власти в соответствии с Положением о Министерстве экономики Российской Федерации разрабатывает предложения по совершенствованию ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование, и участвует в разработке и осуществлении мер государственного регулирования естественных монополий.

Аналогичными правами наделен другой федеральный орган исполнительной власти - МАП России. Положением о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.07.99 N 793 определено, что МАП России проводит государственную политику и осуществляет управление в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции на товарных рынках, обеспечивает контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, осуществляя при этом государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в отраслях, определяемых ФЗ “О естественных монополиях“, данных субъектов (подп. 5 п. 5). В этих целях формирует и ведет Реестр, руководствуясь Положением о Реестре хозяйствующих субъектов естественных монополий, утвержденным Приказом МАП России от 09.07.99 N 215.

Для осуществления своей деятельности МАП России в силу п. 21 названного Положения применяет методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, включая ценовое регулирование, путем установления цен (тарифов) или их предельного уровня.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “п. 21 названного Положения“ имеется в виду ст. 21 ФЗ от 17.08.95 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“.

При новом рассмотрении дела суду надлежит в соответствии со ст. ст. 59, 127 АПК РФ полно и всесторонне исследовать все имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, исходя из сущности и содержания этих отношений.

Руководствуясь ст. ст. 171, 174 - 177, 178 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.10.2000 и постановление апелляционной
инстанции от 05.01.2001 по делу N А40-31471/00-106-476 Арбитражного суда г. Москвы отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.