Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2001 N КА-А40/844-01 От уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются общественные организации инвалидов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 12 марта 2001 г. Дело N КА-А40/844-01

(извлечение)

Общероссийская общественная организация инвалидов “Факел“ обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве с учетом изменения исковых требований о возврате денежных средств в сумме 2356528 руб. 50 коп., списанных с расчетного счета истца по инкассовым поручениям ответчика N 655, 657, 703, 998 и 1043 в безакцептном порядке.

Решением от 22.05.2000 Арбитражный суд г. Москвы исковые требования Организации удовлетворил по тем основаниям, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 18-П
от 23.12.99 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт “б“ статьи 6 Федерального закона от 04.01.99 “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год“.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Постановлением от 06.09.2000 Федерального арбитражного суда Московского округа решение суда первой инстанции отменено как недостаточно обоснованное. Дело передано на новое рассмотрение для установления статуса истца до июля 1999 г. и составления акта сверки расчетов страховых взносов раздельно за 1998 и 1999 годы.

Решением от 08.12.2000 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил исковые требования ОООИ “Факел“ со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 18-П, согласно которому истец, как общественная организация инвалидов имел в 1999 г. право на льготу, установленную пунктом “б“ статьи 6 Федерального закона от 04.01.99 “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации ... на 1999 год“, в связи с чем начисление на Организацию недоимок по страховым взносам за 1998 - 1999 гг. и начисление пени на них является неправомерным.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Законность и обоснованность решения суда от 08.12.2000 проверяются в связи с кассационной жалобой Отделения Пенсионного фонда России по г. Москве, в которой ответчик просит обжалуемый судебный акт отменить, ссылаясь на необоснованное придание судом обратной силы Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 18-П от 23.12.99 на правоотношения, возникшие до его принятия.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 05.02.97
N 26-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год“ от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации освобождаются общественные организации инвалидов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 9-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд...“ имеет дату 08.01.98, а не 18.01.98.

Действие данной нормы, согласно Федеральному закону от 18.01.98 N 9-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год“, в том числе относительно условий освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России, продлено и на 1998 год.

Арбитражный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные доказательства, установил, что истец в течение всего 1998 года и вплоть до перерегистрации, имевшей место 25.06.99, имел статус межрегиональной общественной организации инвалидов и в силу вышеизложенных положений Федеральных законов, не содержащих ограничений в отношении общественных организаций инвалидов не входящих в состав общероссийских общественных организации инвалидов, освобождался от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

С учетом изложенного у ОПФ РФ по г. Москве не имелось правовых оснований для начисления истцу недоимок по страховым взносам за 1998 г. и пени по ним.

25 июня 1999 г. Министерство юстиции России в соответствии с представленными Организацией учредительными документами зарегистрировало изменения и дополнения, внесенные истцом с Устав, согласно которым его статус изменен с межрегионального на общероссийский.

Законодатель в Федеральном законе от 04.01.99 “О
тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации... на 1999 год“ в пункте “б“ ст. 6 установил, что от уплаты страховых взносов в эти фонды освобождаются общероссийские общественные организации инвалидов, их региональные и территориальные организации, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются указанные общественные организации.

Таким образом, с принятием данной нормы истец как межрегиональная общественная организация инвалидов, не входящая в состав общероссийской, с 01.01.99 по 25.06.99 не мог пользоваться правом на льготу в виде освобождения от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года пункт “б“ статьи 6 названного Федерального закона от 4 января 1999 года в той части, в какой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ названное Постановление Конституционного Суда Российской Федерации является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, т.е. с 23 декабря 1999 года, и действует непосредственно, поэтому ответчик после 23.12.99 был не вправе производить начисление и списание сумм страховых взносов и пени по ним, поскольку акты камеральных проверок от 27.01.2000 и от 09.03.2000, а также принятые по ним решения в виде инкассовых поручений на спорную сумму основаны на той части нормы права, которая признана неконституционной, то есть
не подлежащей применению.

При таких обстоятельствах решение суда от 08.12.2000 является правильным, поскольку основано на действующем законодательстве и соответствует собранным по делу доказательствам, и потому отмене и изменению оно не подлежит.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 171, 173 - 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 8 декабря 2000 года по делу N 107-198 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.