Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.11.2004 N А26-3883/04-213 ИМНС неправомерно привлекла общество к ответственности за нарушение его правопредшественником срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль, поскольку на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате штрафов, наложенных на указанное лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения реорганизации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2004 года Дело N А26-3883/04-213“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Зубаревой Н.А., Малышевой Н.Н., рассмотрев 18.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение от 28.05.2004 (судья Левичева Е.И.) и постановление апелляционной инстанции от 09.08.2004 (судьи Романова О.Я., Кудрявцева Н.И., Переплеснин О.Б.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3883/04-213,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с открытого
акционерного общества “Российские железные дороги“ (далее - общество) 100 руб. налоговых санкций.

Решением суда от 28.05.2004 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 09.08.2004 решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты, заявление удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы Закона Российской Федерации от 07.07.2003 N 115-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ и дополнения в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (далее - Закон N 115-ФЗ) и статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года, представленной Федеральным государственным унитарным предприятием “Октябрьская железная дорога“ (далее - ФГУП) в части структурного подразделения “Станция Петрозаводск“ Петрозаводского отделения филиала. Проверкой установлено, что налоговая декларация представлена обществом 30.10.2003, то есть с нарушением срока, предусмотренного статьей 289 НК РФ, о чем составила акт от 16.12.2003.

Рассмотрев материалы проверки, налоговая инспекция вынесла решение от 30.01.2004 N 6.3-08/66 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде 100 руб. штрафа, указав, что согласно статье 2 Закона N 115-ФЗ к нему с даты составления передаточного акта (30.09.2003) перешла обязанность ФГУП по уплате налогов, погашению задолженности по налогам, пеням и штрафам.

Судебные инстанции отказали во взыскании штрафа, признав, что в действиях общества отсутствует
вина в совершении налогового правонарушения.

Суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ создано в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта на основании Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ “Об особенностях управления и распоряжения железнодорожным транспортом“ и постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 “О создании ОАО “Российские железные дороги“ путем изъятия части имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал общества. Устав общества зарегистрирован 23.09.2003, а 30.09.2003 утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в его уставный капитал.

Согласно статье 2 закона N 115-ФЗ Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ дополнен статьей 9.3 следующего содержания: “Правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов реорганизованного юридического лица его правопреемником (правопреемниками), предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 9, 10 и 11 статьи 50 части первой Кодекса, применяются также при исполнении обязанности по погашению задолженности, образовавшейся в связи с неуплатой налогов, сборов, пеней и штрафов организациями федерального железнодорожного транспорта, имущество которых вносится в порядке приватизации в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта на железнодорожном транспорте, этим хозяйствующим субъектом с даты утверждения сводного передаточного акта“.

В соответствии со статьей 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном названной статьей.

При этом исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения
реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. Правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него настоящей статьей обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для налогоплательщиков.

Из приведенных норм следует, что обязанность общества по уплате штрафов реорганизованного лица возникает в случае, если это лицо на момент утверждения передаточного акта уже привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа.

Статьей 80 НК РФ дано понятие налоговой декларации, которая представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность представления налоговой декларации по налогу на прибыль установлена статьей 289 НК РФ. Так, налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие
суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

В данном случае обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2003 года сохранялась у ФГУП, поскольку передаточный акт утвержден только 30.09.2003, а из государственного реестра юридических лиц ФГУП исключено только 28.05.2004.

Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет ответственность по статье 119 НК РФ. Указанное налоговое правонарушение совершено ФГУП, что отражено в акте налоговой проверки. Таким образом, судебные инстанции сделали обоснованный вывод об отсутствии в действиях общества вины в совершении налогового правонарушения и состава правонарушения.

Судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права, а следовательно, оснований для их отмены нет.

Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.05.2004 и постановление апелляционной инстанции от 09.08.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-3883/04-213 оставить без изменений, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

АБАКУМОВА И.Д.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

МАЛЫШЕВА Н.Н.