Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.12.2003 N А13-3808/03-19 Общество, реализовавшее товар на экспорт до введения в действие гл. 21 НК РФ и не подтвердившее данный факт по истечении более 180 дней с даты оформления ГТД на вывоз груза, после введения в действие указанной главы НК РФ должно было отразить в налоговой декларации по НДС выручку, полученную от реализации экспортных товаров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2003 года Дело N А13-3808/03-19

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества “Красавинский льнокомбинат“ Мальцева Д.Е. (доверенность от 20.06.03 N 12/1), Бушковской И.В. (доверенность от 02.10.03 N 12/4), Шерстковой С.В. (доверенность от 24.11.03 N 11/2), рассмотрев 24.12.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Вологодской области на решение от 14.08.03 (судья Потеева А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 03.10.03 (судьи Маганова Т.В., Хвостов Е.А., Кудин А.Г.) Арбитражного суда Вологодской области
по делу N А13-3808/03-19,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Красавинский льнокомбинат имени В.Грибанова“ (далее - Льнокомбинат, Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 19.02.03 N 02-07/31 в части доначисления налоговым органом 5324181 руб. 56 коп. налога на добавленную стоимость, начисления пеней на эту сумму налога и привлечения Комбината к ответственности в виде 1064836 руб. 31 коп. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 14.08.03 заявленные Льнокомбинатом требования удовлетворены частично. Оспариваемое заявителем решение налогового органа признано недействительным в части доначисления 4622283 руб. 90 коп. налога на добавленную стоимость, начисления пеней на эту сумму налога, а также привлечения к ответственности в виде 924456 руб. 78 коп. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ.

Постановлением апелляционной инстанции от 03.10.03 решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогового органа - без удовлетворения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и отказать Льнокомбинату в удовлетворении заявления.

Представитель налоговой инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция провела выездную проверку соблюдения Льнокомбинатом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.01. По результатам проверки составлен акт от 23.01.03 N
02-07/23-12, на основании которого налоговым органом принято решение от 19.02.03 N 02-07/31 о привлечении Комбината к ответственности в виде 1221800 руб. штрафа за неуплату 7901696 руб. 41 коп. налога на добавленную стоимость, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Льнокомбинат не согласился с принятым налоговой инспекцией решением и частично обжаловал его в арбитражный суд.

Так, в ходе налоговой проверки инспекция установила, что Комбинат в 1999 году реализовал на экспорт товары на сумму 22515289 руб. 97 коп. Указанные обстоятельства установлены налоговым органом на основании данных сводных таблиц, представленных самим налогоплательщиком по проводимой ранее налоговой проверке, и не оспариваются Комбинатом. Полученная в этом же году выручка от экспорта товаров налогоплательщиком не отражена ни как облагаемая налогом на добавленную стоимость, ни как не подлежащая налогообложению на основании подпункта “а“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“. Документы, подтверждающие экспорт товаров на сумму 22515289 руб. 97 коп. и дающие право налогоплательщику применить льготу по налогу на добавленную стоимость, установленную подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, Льнокомбинатом в налоговый орган не представлены ни до истечения 180 дней, исчисляемых с даты оформления грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта, ни до начала выездной налоговой проверки.

Налоговая инспекция, полагая, что со вступлением в силу с первого января 2001 года главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации у налогоплательщика в связи с отсутствием полного пакета документов, подтверждающих экспорт названного товара, в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ появилась обязанность отразить в декларации по
налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку за январь 2001 года выручку от реализации экспортного товара, и в связи с неисполнением Комбинатом этой обязанности доначислила ему за январь 2001 года 4503057 руб. 99 коп. налога на добавленную стоимость, начислила пени в связи с неуплатой этой суммы налога и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Льнокомбинат, не отрицая того, что в течение нескольких лет он не исчисляет с полученной выручки налог на добавленную стоимость и не представляет в налоговый орган документы, подтверждающие его право на применение льготы, установленной подпунктом “а“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, все же считает решение налоговой инспекции в части начисления налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа по этому эпизоду незаконным.

Суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводами заявителя и признали недействительным решение инспекции в этой части.

По мнению кассационной инстанции, заявление Комбината в части этого эпизода подлежит отклонению по следующим основаниям.

Согласно подпункту “а“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары как собственного производства, так и приобретенные, экспортируемые работы и услуги.

Следовательно, для того, чтобы налогоплательщик вправе был воспользоваться приведенной нормой закона, он должен в установленном порядке подтвердить экспорт товаров (работ, услуг). В противном случае у налогоплательщика возникает обязанность исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость с поступившей от реализации товаров (работ, услуг) выручки на основании подпункта “а“ пункта 1 статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“.

В соответствии
с пунктом 35 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“ (далее - Инструкция), действовавшей до вступления в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, для документального подтверждения льгот по налогообложению экспортируемых товаров налогоплательщики в срок не позднее 180 дней с даты оформления грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта региональной таможней представляют в налоговые органы расчеты (декларации) с приложением документов, подтверждающих реальный экспорт товаров и предусмотренных в пункте 22 названной Инструкции.

До представления документов, подтверждающих законность применения льготы по налогообложению экспортируемых товаров (услуг), налогоплательщики не отражают в своих налоговых декларациях (расчетах) указанные операции.

Согласно абзацу четвертому пункта 35 Инструкции по истечении 180 дней с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта и неподтверждении реального экспорта товаров, работ и услуг, эти поставки товаров, выполненные работы и оказанные услуги не должны рассматриваться в режиме льготирования и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость с соответствующим отражением указанных операций в налоговых декларациях. Абзацем пять пункта 35 Инструкции было предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость должны быть отражены в налогооблагаемом обороте на день, следующий по истечении 180 дней (181 день), и включены в налоговый расчет отчетного периода. Однако абзацы 4 и 5 пункта 35 Инструкции признаны незаконными (недействующими) решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.99 N ГКПИ 99-428.

Таким образом, на дату введения в действие главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации у Льнокомбината, полагающего, что у него есть право на применение льготы по налогу на добавленную стоимость, установленной подпунктом
“а“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, с одной стороны отсутствовала обязанность до представления документов, подтверждающих законность применения льготы по налогообложению экспортируемых товаров (услуг), отразить в своих налоговых декларациях (расчетах) указанные операции как облагаемые либо не облагаемые налогом на добавленную стоимость, а с другой стороны существовали обязанности подтвердить свое право на льготу соответствующими документами, либо на основании подпункта “а“ пункта 1 статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ исчислить и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость с полученной выручки.

Согласно статье 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй кодекса, часть вторая кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие. В данном случае у Льнокомбината после введения в действие главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации возникла обязанность на основании пункта 9 статьи 167 НК РФ отразить в налоговой декларации выручку, полученную от реализации товаров, экспорт которых налогоплательщиком не подтвержден в течение более 180 дней.

На основании изложенного решение и постановление суда по этому эпизоду подлежат отмене, а жалоба налоговой инспекции - удовлетворению.

В ходе налоговой проверки инспекция установила, что в течение 2000 года Льнокомбинат приобрел материалы на сумму 4105618 руб. 07 коп. для выполнения работ капитального характера. По мере оприходования и оплаты материалов Комбинат предъявлял к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные
поставщикам в составе цены. Приобретенные материалы в 2000 году отнесены Комбинатом в Д-т счета 08 “Капитальные вложения“ и использованы в этом же году на ремонт и модернизацию основных средств, стоимость которых относится на издержки производства и обращения через амортизацию. В связи с изложенным налоговая инспекция сделала вывод о том, что налогоплательщику следовало на основании подпункта “в“ пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ восстановить для бюджета 821123 руб. 57 коп. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам приобретенных материалов, списанных на счет 08 “Капитальные вложения“.

Льнокомбинат не согласился с выводом налоговой инспекции и по этому эпизоду.

При рассмотрении этого эпизода суды обеих инстанций частично согласились с доводами налогового органа и признали правомерным доначисление налога на добавленную стоимость в части 701897 руб. 66 коп., указав, что в 2000 году Комбинатом списано на счет 08 “Капитальные вложения“ материалов на сумму 3509488 руб. 34 коп., в связи с чем в нарушение подпункта “в“ пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ Комбинатом неправомерно возмещено из бюджета 701897 руб. 66 коп. налога на добавленную стоимость, приходящегося на эти материалы. В части доначисления 119225 руб. 91 коп. налога на добавленную стоимость по этому же эпизоду суд согласился с доводами налогоплательщика, указав, что материалы на сумму 596129 руб. 73 коп. списаны Комбинатом на счет 08 “Капитальные вложения“ и сумма налога (119225 руб. 91 коп.), приходящаяся на эти материальные ценности, возмещена из бюджета в 2001 году по мере оплаты поставщикам этих материалов, то есть в период действия новой редакции абзаца четвертого
пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, введенной с 01.01.01 Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ.

По мнению кассационной инстанции, решение и постановление суда в части удовлетворенных требований Льнокомбината по этому эпизоду подлежит отмене по следующим основаниям.

При рассмотрении спора суд не учел, что согласно статье 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ Федеральный закон от 02.01.2000 N 36-ФЗ утратил силу с 01.01.01 в связи с вступлением в действие главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, абзац четвертый пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ в редакции Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ так и не вступил в законную силу.

Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ с 01.01.01 вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Указанные в названном пункте суммы налога подлежат вычету после принятия на учет объектов соответственно завершенного или незавершенного капитального строительства (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, указанных в пункте 6 статьи 171 НК РФ, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства.

Статьей 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ
предусмотрено, что указанные в абзаце первом пункта 6 статьи 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету после принятия на учет объектов соответственно завершенного или незавершенного капитального строительства только в части суммы налога, приходящейся на работы, выполненные после 31 декабря 2000 года, с учетом положений статьи 172.

Из акта выездной налоговой проверки от 23.01.03 N 02-07/23-12, графы 1 приложения N 3 к акту проверки, решения налогового органа от 19.02.03 N 02-07/31 следует, что материалы на сумму 596129 руб. 73 коп. списаны Комбинатом на счет 08 “Капитальные вложения“ в апреле и декабре 2000 года, то есть работы с использованием этих материалов выполнены до 31.12.2000, следовательно, в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ сумма налога (119225 руб. 91 коп.), приходящаяся на эти материальные ценности, не подлежала возмещению из бюджета с учетом положений пункта 5 статьи 172 НК РФ, а должна была включаться в стоимость объекта строительства (ремонта), как это ранее было предусмотрено подпунктом “в“ пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.08.03 и постановление апелляционной инстанции от 03.10.03 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3808/03-19 отменить.

В удовлетворении заявления Льнокомбинату отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества “Красавинский льнокомбинат им. В.Грибанова“ в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

НИКИТУШКИНА Л.Л.