Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2003 N А56-27509/03 Поскольку на день обращения в ИМНС с заявлением о списании задолженности по пеням и штрафам налогоплательщик полностью и досрочно погасил сумму реструктуризированной задолженности по налогам и сборам, суд правомерно признал недействительным решение ИМНС об отказе в проведении такого списания.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2003 года Дело N А56-27509/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Малышевой Н.Н. и Шевченко А.В., при участии от федерального государственного унитарного предприятия “Научно-исследовательский технологический институт имени А.П.Александрова“ Муцына И.Б. (доверенность от 14.01.2003), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сосновый Бор Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2003 по делу N А56-27509/03 (судья Саргин А.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Научно-исследовательский технологический институт имени А.П.Александрова“ (далее - Институт, ФГУП НИТИ) обратилось в Арбитражный суд города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, после уточнения требований, о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сосновый Бор Ленинградской области (далее - налоговая инспекция), изложенного в письме от 03.06.2003 N 07-07/3400, об отказе ФГУП НИТИ в списании задолженности по пеням и штрафам, вошедшим в сумму реструктурированной задолженности.

Решением суда от 15.09.2003 требования Института удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Институту в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы ссылается на неправильное применение судом пункта 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 (далее - Порядок проведения реструктуризации).

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ (далее - Постановление Правительства N 1002) налоговая инспекция приняла решение от 29.12.2001 N 15 о предоставлении ФГУП НИТИ права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным, региональным и местным налогам и сборам, пеням и штрафам в общей сумме 14935722 руб. и утвердила график погашения Институтом указанной задолженности.

Институт 26.03.2003 платежными поручениями от 26.03.2003 N 679, от 26.03.2003 N 678, а также от 26.03.2003 N 493 осуществил досрочное погашение всей суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам - 5047190,44 руб., после
чего 05.05.2003 направил в налоговую инспекцию заявление о принятии решения о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.

Решением от 14.05.2003 N 6 налоговая инспекция списала 246596 руб. задолженности по штрафу по налогу на прибыль и отказала в списании 180345,75 руб. задолженности по штрафам по налогу на добавленную стоимость и подоходному налогу.

Последующее обращение Института в налоговую инспекцию с заявлением от 29.05.2003 о принятии решения о списании 180345,75 руб. задолженности по пеням и штрафам по налогу на добавленную стоимость и подоходному налогу также оставлено без удовлетворения. Налоговая инспекция в письме от 03.06.2003 N 07-07/3400 разъяснила, что списание указанной задолженности “будет произведено (при условии внесения текущих платежей) в размере половины суммы задолженности по пеням и штрафам, подлежащим уплате по графикам после 1 января 2004 года, а полное списание оставшейся суммы может быть произведено только после 1 января 2006 года“.

Считая отказ налоговой инспекции в списании указанной суммы задолженности Института по пеням и штрафам незаконным, ФГУП НИТИ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, подтвердив право Института на списание задолженности по пеням и штрафам, поскольку на день обращения с заявлением о вынесении налоговым органом решения о списании указанной задолженности организацией исполнена обязанность по уплате всей суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам.

Кассационная инстанция считает такой вывод правильным.

По общему правилу, изложенному в пункте 4 Порядка реструктуризации кредиторской задолженности..., утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1002, организация имеет право на погашение реструктурированной задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет.

Одновременно пунктом 5 этого же Порядка закреплено право организации произвести досрочное, то есть до
истечения 6 лет, погашение задолженности по налогам и сборам, а также определены условия списания задолженности по налогам и пеням и порядок уплаты платежей для реализации права на списание задолженности по пеням и штрафам.

Установлено, что при погашении организацией половины реструктурированной задолженности по налогам и сборам в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам.

Если организацией в течение 4 лет погашена вся сумма реструктурированной задолженности по налогам и сборам, а также в течение 4 лет уплачивались в полном объеме и своевременно текущие налоговые платежи в федеральный бюджет - предусмотрено полное списание задолженности по пеням и штрафам.

Следовательно, если организацией погашена вся задолженность по налогам и сборам в течение 4-х лет, то есть досрочно, до наступления срока, с которого - в силу пункта 4 Порядка - начинается погашение задолженности по пеням и штрафам, и в течение этих 4-х лет организацией своевременно и в полном объеме уплачивались текущие платежи по налогам и сборам, она имеет право на полное списание задолженности по пеням и штрафам.

Министерство финансов Российской Федерации в 2001 году неоднократно обращало внимание налогоплательщиков на недооценку значения второго условия списания задолженности по пеням и штрафам: о необходимости полной и своевременной уплаты текущих платежей в течение определенного периода времени - в течение 2-х лет - для списания половины суммы задолженности по пеням и штрафам, в течение
4-х лет - для списания оставшейся суммы задолженности. Так, в письмах от 22.02.2001 N 04-01-10/1/7 и от 29.11.2001 N 04-01-10/4-115 указано на то, что при списании задолженности по пеням и штрафам необходимо учитывать цель проведения реструктуризации - создание условий финансового оздоровления экономики страны, обеспечения устойчивого ее развития. Именно для этого, наряду с условием о погашении задолженности по налогам, выдвинуто условие об оплате в течение конкретных установленных Правительством РФ периодов: 2-х лет и 4-х лет, - текущих платежей в бюджет.

Статьей 138 Закона Российской Федерации от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ (далее - Закон о федеральном бюджете на 2002 год) установлено, что начиная с 2002 года производится списание соответствующих сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением Правительства N 1002 и которые погасили (при соблюдении условия своевременного внесения текущих налоговых платежей) половину или полную сумму реструктурированной задолженности в течение двух или четырех лет соответственно, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 138 Закона о федеральном бюджете на 2002 год Правительством Российской Федерации принято постановление от 24.04.2002 N 269 “О списании суммы задолженности по пеням и штрафам“ (далее - постановление Правительства N 269).

Этим постановлением установлено, что списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили (при соблюдении условий своевременного внесения текущих налоговых платежей) в течение соответственно двух или четырех лет половину или полную сумму задолженности, реструктурированной в
соответствии с Постановлением Правительства N 1002, производится Министерством Российской Федерации по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности (в соответствии с правилами, определенными этим министерством).

Повторив в постановлении N 269 предусмотренные в пункте 5 Порядка проведения реструктуризации... условия списания задолженности по пеням и штрафам, Правительство РФ вместе с тем указало, что списание задолженности по пеням и штрафам осуществляется с момента погашения суммы реструктурированной задолженности по налогам.

Введение в постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 фразы “с момента погашения задолженности“ существенным образом изменило подход к условиям списания задолженности, сложившийся при толковании положений пункта 5 Порядка проведения реструктуризации, поскольку позволило Обществу считать, что условие о своевременной и полной уплате текущих платежей в течение определенного периода времени: двух лет (для списания половины суммы задолженности по пеням и штрафам) и четырех лет (для списания оставшейся суммы задолженности) является необязательным, если сумма реструктурированной задолженности по налогам и сборам погашена ранее этих сроков.

Позиция налогоплательщика о том, что после принятия постановления Правительства N 269 списание задолженности по пеням и штрафам осуществляется с момента погашения организацией суммы реструктурированной задолженности по налогам и сборам, поддержана судом первой инстанции.

Принимая во внимание вышеизложенное, кассационная инстанция не находит оснований для признания такого толкования норм права неправильным.

Приказом от 30 апреля 2002 N БГ-3-29/235 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам утвердило Правила списания суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам были приняты в соответствии с Постановлением Правительства N 1002 (далее -
Правила списания задолженности по пеням и штрафам).

Для списания соответствующей суммы задолженности по пеням и штрафам при соблюдении установленных условий ее списания налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган по месту нахождения организации. Решение о списании задолженности по пеням и штрафам принимается руководителем налогового органа. Списание задолженности оформляется соответствующей записью в лицевом счете.

Материалами дела подтверждается, что Институт платежными поручениями от 26.03.2003 N 679, от 26.03.2003 N 678, от 26.03.2003 N 493 досрочно (26.03.2003) погасил сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам в размере 5047190,44 руб. и направил 05.05.2003 в налоговую инспекцию заявление о принятии решения о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.

Поскольку 26.03.2003 ФГУП НИТИ полностью погасило сумму реструктурированной задолженности по налогам и сборам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Институт на день обращения в налоговый орган - 05.05.2003 имел право на списание всей суммы задолженности по пеням и штрафам.

Таким образом, суд правомерно признал недействительным решение налогового органа, изложенное в письме от 03.06.2003 N 07-07/3400.

Кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.09.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-27509/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Сосновый Бор Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи

МАЛЫШЕВА Н.Н.

ШЕВЧЕНКО А.В.