Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2003 N А26-5440/03-27 Суд неправомерно признал недействительным решение ИМНС об отказе ООО в возврате ЕНВД, излишне уплаченного, по мнению общества, в связи с признанием неконституционными положений закона субъекта РФ об установлении существенных элементов названного налога, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства уплаты обществом налогов по общей системе. В данном случае уплаченные суммы подлежали зачету в счет уплаты налогов по общей системе налогообложения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2003 года Дело N А26-5440/03-27

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Экспресс-Люкс“ Можеева Ю.В. (доверенность от 20.06.03), рассмотрев 16.12.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.03 по делу N А26-5440/03-27 (судья Зинькуева И.А.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Экспресс-Люкс“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и
сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) от 02.07.03 N 6.3-02/26794 об отказе в возврате обществу из бюджета 157958,10 руб. излишне уплаченного единого налога на вмененный доход (далее - единый налог) за период с 22.07.2000 по 31.12.2000 и об обязании налоговой инспекции возвратить заявителю вышеназванную сумму единого налога.

Решением суда от 15.09.03 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 15.09.03 и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суд неправильно истолковал постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000, поскольку данным постановлением единый налог в Республике Карелия не отменен.

Представитель общества в судебном заседании кассационной инстанции указал на несостоятельность доводов, изложенных в жалобе.

Налоговая инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, представителей в суд не направила, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, общество с 01.04.99 переведено на уплату единого налога.

В связи с принятием Конституционным Судом Республики Карелия постановления от 21.07.2000 (далее - Постановление КС РК от 21.07.2000) общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлениями о возврате уплаченных в период с 22.07.2000 по 31.12.2000 сумм
единого налога в размере 157598,10 руб., ссылаясь, что данные платежи им произведены без наличия законно установленной обязанности.

Суд согласился с заявителем и удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным по следующим основаниям.

Единый налог введен на территории Республики Карелия с 01.04.2000 в соответствии с Законом Республики Карелия от 30.12.99 N 384-ЗРК “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ (далее - Закон от 30.12.99).

Статьей 20 этого Закона установлены существенные элементы единого налога, в том числе виды и значения пяти повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, необходимых для исчисления суммы налога.

Постановлением КС РК от 21.07.2000 статья 20 названного Закона признана не соответствующей Конституции Республики Карелия в той мере, в которой ею не установлены значения иных видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, предусмотренных частью 2 статьи 5 Закона N 148-ФЗ.

Законом Республики Карелия от 28.11.2000 “О внесении изменений в статью 20 Закона Республики Карелия “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 148-ФЗ и Постановлением КС РК от 21.07.2000 (в части 4 статьи 20) законодателем Республики Карелия установлены все виды повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на
вмененный доход для определенных видов деятельности“ (далее - Закон от 31.07.98 N 148-ФЗ).

Согласно пункту 2 резолютивной части Постановления КС РК от 21.07.2000 суммы единого налога, излишне уплаченные налогоплательщиками с момента вынесения данного постановления, подлежат зачету в счет будущих налоговых платежей либо возврату налогоплательщикам.

Законом Республики Карелия от 28.11.2000 внесены изменения в статью 20 Закона от 30.12.99 и установлены все виды повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, предусмотренные Федеральным законом.

Постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 08.05.2001 правовые предписания пунктов 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 13 и 125 части 4 статьи 20 Закона от 30.12.99 в части установления физических значений корректирующих коэффициентов, равных единице, повторно признаны не соответствующими Конституции Республики Карелия.

При этом при принятии названного Постановления Конституционный Суд Республики Карелия исходил из того, что “единый налог на вмененный доход, введенный на территории Республики Карелия на основании Федерального закона, является источником доходной части бюджета и немедленное признание указанных положений закона утратившими силу может повлечь неисполнение доходной части бюджета Республики Карелия и, как следствие, нарушение прав и свобод граждан, проживающих на территории Республики Карелия“.

В связи с этим Конституционным Судом Республики Карелия в постановлении от 08.05.2001 определены сроки и порядок его исполнения, а именно: “указанные положения должны быть приведены законодателем Республики Карелия в соответствие с
Конституцией Республики Карелия, во всяком случае, они утрачивают силу не позднее 1 января 2002 года“, что законодателем и было сделано к 01.01.2002.

В материалах дела отсутствуют какие-либо расчеты, свидетельствующие о том, что обществом с учетом положений Закона Республики Карелия от 28.11.2000 в спорный период уплачены суммы единого налога сверх сумм, рассчитанных с учетом коэффициентов, принятых Законом Республики Карелия от 29.11.2000. Такие расчеты не представлялись обществом и в налоговую инспекцию, что подтверждено представителем общества в заседании кассационной инстанции. Также в деле отсутствуют какие-либо доказательства, что общество уплачивало в спорный период налоги в общем порядке, и на указанное обстоятельство заявитель не ссылается.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его постановлении от 12.10.98 N 24-П, Конституция Российской Федерации предусматривает разграничение имущества, которым налогоплательщик не может распоряжаться по своему усмотрению, поскольку оно в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в бюджет, и имущества, находящегося в частной собственности, гарантии которой предусмотрены статьей 35 Конституции Российской Федерации.

В части первой статьи 18 НК РФ указано, что специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в
течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

В силу пункта 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена предусмотренных статьями 19 - 21 названного Закона совокупности налогов и сборов одним налогом.

Из приведенных норм следует, что налогоплательщики уплачивают налоги по общей системе налогообложения в том случае, когда не установлен специальный налоговый режим.

Таким образом, при отсутствии каких-либо доказательств уплаты обществом налогов по общей системе налогообложения либо расчетов, свидетельствующих об излишне уплаченных суммах единого налога, представленных налогоплательщиком в налоговую инспекцию в установленном статьей 78 НК РФ порядке, у суда не было оснований для удовлетворения заявленных требований и соответственно освобождения налогоплательщика от обязанности уплачивать в спорный период все налоги.

Поэтому решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.03 по делу N А26-5440/03-27 отменить.

Обществу с ограниченной ответственностью “Экспресс-Люкс“ в
удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Экспресс-Люкс“ в доход федерального бюджета 500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

ЗУБАРЕВА Н.А.

Судьи

ДМИТРИЕВ В.В.

НИКИТУШКИНА Л.Л.