Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2003 N А13-3820/03-21 Внебюджетные фонды для финансирования НИОКР формируются за счет добровольных отчислений организаций, причем суммы отчисленных средств в размере до 1,5% от себестоимости производимой продукции включаются организациями в себестоимость продукции. В случае, если средства, предназначенные для отчисления во внебюджетный фонд, не перечислены в этот фонд, налогооблагаемая прибыль организации увеличивается на сумму этих средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2003 года Дело N А13-3820/03-21

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кирейковой Г.Г., Клириковой Т.В., при участии от открытого акционерного общества “Вологдаэнерго“ бухгалтера-ревизора Морозовой Е.Ю. (доверенность от 14.01.2003 N 08/03), бухгалтера Шириковой И.В. (доверенность от 08.05.2003 N 08/25), рассмотрев 22.12.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 27.06.2003 (судья Ковшикова О.С.) и постановление апелляционной инстанции от 26.08.2003 (судьи Хвостов Е.А., Богатырева В.А., Логинова О.П.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3820/03-21,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное
общество “Вологдаэнерго“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - Инспекция) от 05.05.2003 N 8 и требований по состоянию на 06.05.2003 N 39 - 46.

Решением суда от 27.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.08.2003, признано недействительным решение Инспекции в части привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 1626632 руб. 90 коп. за неполную уплату налога на прибыль и пунктом 1 статьи 126 НК РФ - в виде штрафа в сумме 50 руб. и предложения Обществу уплатить 13588566 руб. налога на прибыль, а также требования N 40, 41, 42, 43, 45, 46 полностью, а требование N 39 - в части штрафа в сумме 50 руб. В остальной части заявления отказано.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление суда и отказать в удовлетворении заявленных требований полностью. Налоговый орган считает, что Правительство Российской Федерации, действуя в рамках своих полномочий, предоставленных Законом Российской Федерации от 27.12.2001 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (далее - Закон о налоге на прибыль), предусмотрело включение в себестоимость продукции затрат, произведенных налогоплательщиком на формирование внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР), при соблюдении определенных условий, а именно: затраты должны быть произведены в форме отчислений, сумма отчисленных средств не должна превышать 1,5% себестоимости произведенной продукции, а также затраты должны быть произведены на
договорной основе. Однако в представленных заявителем платежных документах на сумму 36300000 руб. отсутствует ссылка на договор или период, за который погашается задолженность.

Таким образом, по мнению Инспекции, вывод суда о произведенных Обществом отчислениях в фонд НИОКР РАО “ЕЭС России“ в счет погашения задолженности по договору от 11.02.2000 N Ц-28 за 2000 год не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представители Общества отклонили доводы жалобы Инспекции, считая их несостоятельными, и просили решение и постановление суда оставить без изменения.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Общество 03.02.2003 представило в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2000 год с приложением справки о порядке определения данных, отражаемых в строке 1 “Расчет налога от фактической прибыли“, исключив из строки 4.27 которой не перечисленную и неиспользованную сумму, предназначенную для финансирования НИОКР, в размере 45295219 руб., что повлекло уменьшение налогооблагаемой прибыли на указанную сумму, а следовательно, занижение налога на прибыль на 13588566 руб.

Инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации, составила акт от 17.04.2003 N 5, на основании которого вынесла решение от 05.05.2003 N 8 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 1626632 руб. 90 коп. штрафа за неполную уплату налога на прибыль и пунктом 1 статьи 126 НК РФ - в виде взыскания 150 руб. штрафа за непредставление в установленный срок документов, а также заявителю предложено уплатить 13588566
руб. налога на прибыль.

Требованиями по состоянию на 06.05.2003 N 39 - 46 Обществу предложено в срок до 15.05.2003 уплатить начисленные по решению суммы налога и штрафа.

В обоснование решения Инспекция указала, что Общество неправомерно исключило из налогооблагаемой прибыли 45295219 руб., поскольку суммы, предназначенные для внебюджетного фонда НИОКР корпорации “Единый электротехнический комплекс“ по договору от 11.02.2000 N Ц-28, заявителем не перечислены.

Таким образом, у Общества отсутствовали правовые основания для представления уточненной декларации по налогу на прибыль за 2000 год.

В отношении привлечения Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ налоговый орган считает, что направленное налогоплательщику требование о представлении документов от 14.03.2003 N 07-12/96/1685 в установленный в нем срок не исполнено.

Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.

В соответствии со статьей 2 Закона о налоге на прибыль объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли [убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).

Согласно статье 4 Закона о налоге на прибыль перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ,
услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом.

Статьей 2 Федерального закона от 31.12.1995 N 227-ФЗ установлено, что впредь до принятия Федерального закона, предусмотренного статьей 4 Закона, при расчете налогооблагаемой прибыли следует руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

Подпунктом “я“ пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (далее - Положение о составе затрат), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, установлено, что в себестоимость включаются другие виды затрат в соответствии с установленным законодательством порядком.

Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона от 23.08.96 N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике“ в федеральных органах исполнительной власти, в коммерческих организациях могут создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на себестоимость производимой продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок. Порядок образования и использования этих фондов определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.99 N 1156 утвержден “Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок“ (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций формируются за счет добровольных отчислений организаций (хозяйствующих субъектов). Суммы отчисленных средств в размере до 1,5% себестоимости производимой продукции (работ, услуг) включаются организациями (хозяйствующими субъектами) в себестоимость продукции (работ, услуг).

В том
случае, когда средства, предназначенные для отчисления во внебюджетный фонд федерального органа исполнительной власти или коммерческой организации в соответствии с настоящим Порядком, не перечислены в указанный внебюджетный фонд, налогооблагаемая прибыль организации (хозяйствующего субъекта) увеличивается на сумму этих средств.

Согласно пункту 12 Положения о составе затрат затраты на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты.

Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Обществом доказательства, пришли к выводу о том, что Общество на момент подачи уточненной декларации по налогу на прибыль за 2000 год фактически произвело отчисления в фонд НИОКР в сумме 35097514 руб. в счет погашения задолженности по договору от 11.02.2000 N Ц-28 за 2000 год, поэтому обоснованно внесло изменения в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2000 год.

В части отчислений в фонд НИОКР за 2000 год, остающихся в распоряжении Общества, в сумме 10197705 руб. проведена выездная налоговая проверка. Согласно справке по дополнительным мероприятиям налогового контроля по результатам комплексной выездной налоговой проверки от 24.05.2002 остатки созданного, но не использованного на предприятии внебюджетного фонда НИОКР не подлежат налогообложению.

Довод жалобы Инспекции о неподтверждении Обществом фактически произведенных отчислений суд кассационной инстанции считает несостоятельным, поскольку заявитель в ходе судебного разбирательства представил справки о движении средств фонда НИОКР РАО “ЕЭС России“ за 2001, 2002 годы, в соответствии с которыми Общество перечислило в фонд НИОКР 22600000 руб. в 2001 году и 21560000 руб. в 2002 году и по состоянию на 01.01.2003 задолженность перед фондом у налогоплательщика отсутствует.

При таких
обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.08.2003 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3820/03-21 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

КЛИРИКОВА Т.В.