Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.12.2003 N А52/1701/2003/2 Денежные расчеты с населением осуществляются без применения ККМ в случае торговли на рынках, ярмарках и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. При этом такие рыночные помещения должны быть подключены к магистралям водопровода, канализации, отопления, электроснабжения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2003 года Дело N А52/1701/2003/2

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Казанцевой Р.В. и Нефедовой О.Ю., рассмотрев 15.12.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову на решение от 29.07.03 (судья Леднева О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 04.09.03 (судьи Манясева Г.И., Героева Н.В., Разливанова Т.А.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/1701/2003/2,

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову (далее
- Инспекция) от 03.06.03 N 20-08/1001 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 29.07.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.09.03, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, выводы суда об отсутствии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности являются ошибочными.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 27.05.03 при проверке Инспекцией соблюдения предпринимателем Кукушкиной Н.В. требований Закона Российской Федерации “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ (далее - Закон) при продаже непродовольственных товаров с занимаемого ею торгового места N 94, находящегося на территории крытого рынка, расположенного по адресу: город Псков, ул. Гражданская, д. 10-б, установлен факт осуществления денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины (далее - ККМ). Данное нарушение зафиксировано в акте от 27.05.03 N 067 и протоколе от 27.05.03 N 002063.

На основании протокола и материалов проверки Инспекцией принято постановление от 03.06.03 N 20-08/1001 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ и взыскании штрафа в размере 3000 руб. за неприменение ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.

Предприниматель Кукушкина Н.В., полагая, что привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов неправомерно, обратилась в арбитражный суд с настоящим
заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом особенностей местонахождения торгового места, принадлежащего предпринимателю Кукушкиной Н.В., она вправе была осуществлять денежные расчеты без применения ККМ.

Апелляционная инстанция согласилась с таким выводом и оставила решение без изменения.

Согласно статье 1 Закона денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе предпринимателями) с обязательным применением ККМ.

Во исполнение данного Закона Правительство Российской Федерации постановлением от 30.07.93 N 745 утвердило Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ (далее - Перечень).

Подпунктом “е“ пункта 2 Перечня установлено, что денежные расчеты с населением осуществляются без применения ККМ в случае торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону правонарушения, предпринимателю вменяется торговля непродовольственными товарами с открытого прилавка, представляющего собой обособленное и обустроенное торговое место, расположенное внутри крытого рыночного помещения, без применения ККМ.

Удовлетворение заявления предпринимателя Кукушкиной Н.В. суды обеих инстанций мотивировали тем, что торговое место, с
которого осуществлялась торговля непродовольственными товарами без применения ККМ, располагалось в здании (сооружении), которое нельзя отнести к категории крытых рыночных помещений. При этом учитывались разъяснения, содержащиеся в письме Департамента регулирования и координации внутренней торговли МВЭС РФ от 16.05.97 N 21-132, согласно которым крытое рыночное помещение - это закрытое сооружение, расположенное на специально отведенной территории, все службы которого находятся, как правило, под одной крышей. При этом все рыночные помещения подключены к магистралям водопровода, канализации, отопления, электроснабжения.

Инспекцией не представлено надлежащих доказательств того, что помещение рынка, расположенного по вышеуказанному адресу, обладает всеми признаками, наличие которых позволяло бы отнести его к категории крытых рыночных помещений, в которых, в соответствии с подпунктом “е“ вышеуказанного Перечня, торговля с открытых прилавков должна осуществляться с применением ККМ.

С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.07.03 и постановление апелляционной инстанции от 04.09.03 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/1701/2003/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову - без удовлетворения.

Председательствующий

ШПАЧЕВА Т.В.

Судьи

КАЗАНЦЕВА Р.В.

НЕФЕДОВА О.Ю.