Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.12.2003 N А13-3491/03-14 Отказ ИМНС в возмещении налогоплательщику НДС в связи с неподтверждением факта уплаты названного налога в бюджет поставщиками товаров, находящимися в розыске, признан судом неправомерным, поскольку право налогоплательщика на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2003 года Дело N А13-3491/03-14

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Никитушкиной Л.Л., Шевченко А.В., рассмотрев 03.12.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 25.06.03 (судья Виноградова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 20.08.03 (судьи Осокина Н.Н., Хвостов Е.А., Богатырева В.А.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3491/03-14,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Череповецкий фанерно-мебельный комбинат“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам
и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - налоговая инспекция, инспекция) от 24.03.03 N 18-54 в части отказа в возмещении из федерального бюджета 21469 руб. налога на добавленную стоимость за декабрь 2002 года и об обязании инспекции возместить обществу указанную сумму налога путем зачета в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Решением суда от 25.06.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.08.03, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. По мнению налогового органа, в бюджете отсутствует источник для возмещения обществу налога, поскольку не подтвержден факт уплаты налога на добавленную стоимость поставщиками общества. В данном случае отказано в возмещении оспариваемой суммы налога на добавленную стоимость на основании результата камеральной проверки, в ходе которой выявлено, что поставщики ООО “СТС“, ООО “Центурион“ и ООО “Виктория“ не подтвердили выполнение своих обязанностей по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, поскольку находятся в розыске и их место нахождения налоговому органу неизвестно. Инспекция считает, что суд не дал надлежащей оценки результатам встречных проверок, из которых также следует, что заявитель не подтвердил факт уплаты налога поставщикам.

Представители общества и налоговой инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных обществом документов и налоговой декларации по налогу на добавленную
стоимость за декабрь 2002 года по ставке 0 процентов, согласно которой к возмещению из бюджета предъявлено 7032125 руб. Установив в ходе проверки наличие полного пакета документов, соответствующих требованиям статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налоговый орган признал необоснованным предъявление к вычету 21469 руб. в связи с отсутствием доказательств уплаты в бюджет поставщиками этой суммы налога.

На этом основании инспекция решением от 24.03.03 N 18-54 признала правомерным возмещение 7010656 руб. налога на добавленную стоимость, отказав в возмещении остальной суммы налога.

Кассационная инстанция считает, что отказ инспекции в возмещении оспариваемой суммы налога нарушает права общества и не соответствует нормам налогового законодательства.

Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, а также условия реализации этого права установлены статьями 165, 171, 172, 173, 176 НК РФ. Порядок реализации права налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) определен в пункте 4 статьи 176 НК РФ. В силу названной нормы для подтверждения права на возмещение налога налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0 процентов и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога. В течение этого срока налоговый орган в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Порядок применения налоговых вычетов определен в статье 172 НК РФ, а согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам
подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Названными нормами право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не связывается с фактическим внесением сумм налога в бюджет поставщиками, которые являются самостоятельными налогоплательщиками.

Кассационная инстанция не принимает довод налоговой инспекции о неподтверждении обществом факта уплаты налога при приобретении товаров у поставщиков - обществ с ограниченной ответственностью “Сормат“, “Виктория“ и “СТС“ как не соответствующий обстоятельствам дела. Уплата входного налога на добавленную стоимость названным поставщикам установлена судом, подтверждена документами (договорами с поставщиками, накладными, приказ-накладными, счетами-фактурами, платежными документами). Поэтому суды обоснованно удовлетворили заявленные требования общества, обязав налоговую инспекцию возместить обществу 21469 руб. налога на добавленную стоимость за декабрь 2002 года путем зачета.

Суд апелляционной инстанции дал правильную оценку всем доводам инспекции, повторно приведенным в кассационной жалобе.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.06.03 и постановление апелляционной инстанции от 20.08.03 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3491/03-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

НИКИТУШКИНА Л.Л.

ШЕВЧЕНКО А.В.