Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2003 N А21-5356/03-С1 Поскольку субъекты малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности после государственной регистрации подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их регистрации, предприниматель, не являвшийся на момент его государственной регистрации плательщиком НДС, освобожден от уплаты данного налога в течение четырех лет с момента указанной регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 декабря 2003 года Дело N А21-5356/03-С1

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Дмитриева В.В., Кочеровой Л.И., при участии от предпринимателя Зайцева Ю.К. - Демчука В.В. (доверенность от 01.12.03), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.08.03 по делу N А21-5356/03-С1 (судья Карамышева Л.П.),

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Зайцев Юрий Константинович обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда (далее -
инспекция, ИМНС) возвратить из бюджета 2692421 руб. налога на добавленную стоимость.

Решением от 11.08.03 суд удовлетворил требование.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на его незаконность, просит решение суда отменить.

Инспекция о времени и месте слушания дела надлежаще извещена, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Зайцев Ю.К. 25.05.2000 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

В период с января 2001 года по июнь 2002 года предпринимателем перечислено в бюджет 2692421 руб. налога на добавленную стоимость.

Предприниматель 19.02.03 обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате указанной суммы, считая, что в силу статьи 9 Закона Российской Федерации “О государственной поддержке малого предпринимательства“ (далее - Закон) у него отсутствовала обязанность по уплате налога на добавленную стоимость. Налоговая инспекция отказала в возврате налога.

Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели.

Вместе с тем глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащая указанную норму, вступила в силу с 01.01.2001. До этого действовал Закон Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость“, в соответствии с которым предприниматели не являлись плательщиками этого налога.

Частью второй пункта 1 статьи 9 Закона установлено, что в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на
момент их государственной регистрации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2002 N 37-О, само по себе расширение законом состава плательщиков того или иного налога - при условии, что требование о его уплате не распространяется на период, предшествовавший новому налоговому регулированию, - не может рассматриваться как придание закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, обратной силы. Иное привело бы к неправомерному ограничению дискретных правомочий законодателя при проведении налоговой реформы, предусматривающей в том числе и более справедливое перераспределение налогового обременения между различными категориями налогоплательщиков.

Однако ухудшение условий хозяйствования для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

В случае введения налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей условия хозяйствования для них ухудшаются, поскольку на них возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (ведение налогового учета, составление счетов-фактур, ведение книги продаж и книги покупок). Кроме того, включение суммы налога на добавленную стоимость в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.

Таким образом, введение статьей 143 НК РФ с 01.01.2001 обязанности по уплате налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, согласно которому индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.

Следовательно, субъекты малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности после государственной регистрации подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной
регистрации.

Поскольку на момент государственной регистрации Зайцева Ю.К. в качестве предпринимателя (20.05.2000) он не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, такой порядок налогообложения в отношении него и должен действовать в течение четырех лет с момента государственной регистрации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с января 2001 года по июнь 2002 года предприниматель перечислил в бюджет 2692421 руб. налога на добавленную стоимость за счет своих доходов.

Оснований для переоценки выводов суда у кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.08.03 по делу N А21-5356/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинградскому району города Калининграда - без удовлетворения.

Председательствующий

НИКИТУШКИНА Л.Л.

Судьи

ДМИТРИЕВ В.В.

КОЧЕРОВА Л.И.