Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.11.2003 N А05-1554/03-63/4 Поскольку вопрос распределения расходов, связанных с обеспечением социальной защиты населения, между бюджетами всех уровней до настоящего времени не урегулирован, затраты энергоснабжающей организации на предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 ноября 2003 года Дело N А05-1554/03-63/4

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Изотовой С.В., судей Кирилловой И.И. и Чертилиной З.А., при участии от МО “Вельский район“ Никитиной О.В. (доверенность от 03.09.2003), рассмотрев 24.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования “Вельский район“ на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.07.2003 по делу N А05-1554/03-63/4 (судья Бушева Н.М.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Архэнерго“ в лице Вельского межрайонного отделения филиала “Энергосбыт“ (далее - ОАО “Архэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию “Вельский район“ (далее - МО “Вельский район“) о взыскании 94218 руб.
33 коп. убытков, образовавшихся за период с 01.12.2001 по 31.12.2002 вследствие предоставления льгот, предусмотренных пунктом 1 “б“ Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ (далее - Указ).

Определением от 28.04.2003 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Департамент финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент).

Решением от 16.07.2003 исковые требования удовлетворены за счет муниципального образования “Вельский район“, в иске к остальным ответчикам отказано.

В кассационной жалобе МО “Вельский район“ просит решение отменить, в иске к МО “Вельский район“ отказать. Податель жалобы указывает, что не установлены порядок и условия возмещения расходов на предоставление льгот, а пункт 2 совместного письма Минфина РФ и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.92 N 51 и 1-2359-18 признан недействующим вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель МО “Вельский район“ поддержал доводы кассационной жалобы.

ОАО “Архэнерго“, Минфин РФ, Департамент о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании 24.11.2003 объявлен перерыв до 16 часов 30 минут.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО “Архэнерго“ оказывает услуги по энергоснабжению в том числе и льготным категориям потребителей.

В соответствии с подпунктом “б“ пункта 1 Указа для многодетных семей установлена скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением,
водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

Согласно пункту 3 Указа Минфину РФ совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок было поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

В соответствии с пунктом 2 совместного письма Минфина РФ и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29.06.92 N 51 и N 1-2359-18 “О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей“ предоставление многодетным семьям скидок по оплате электроэнергии производится за счет местных бюджетов.

Вместе с тем вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает обоснованным довод подателя кассационной жалобы о том, что правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных Указом льгот.

Правоотношения, которые возникают между лицами, предоставляющими услуги категориям потребителей, пользующимися льготными тарифами, и производящими выплаты уполномоченными органами, относятся к публичным.

Заключенный между ОАО “Архэнерго“ и МО “Вельский район“ договор от 17.05.2001 на предоставление льгот указанным категориям граждан не изменяет характер таких правоотношений. Кроме того, как следует из материалов дела, МО “Вельский район“ не подписало договор на оказание данных услуг в 2002 году. Постановлением главы МО “Вельский район“ от 10.07.2001 N 584 “Об отмене и приостановлении действия ранее принятых нормативных актов“ действие распоряжения главы администрации Вельского района от 03.09.92 N 592-р “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ приостановлено до
определения порядка финансирования.

Норма пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации не исключает возможности реализации льгот и компенсаций, предоставляемых в соответствии с принятыми до введения его в действие правовыми актами.

В силу пункта 1 статьи 85 данного Кодекса обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, совместно финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, причем согласно пункту 2 названной статьи порядок согласования распределения и закрепления таких расходов определяется Правительством Российской Федерации.

Поскольку данный вопрос до настоящего времени в части распределения соответствующих расходов между бюджетами всех уровней не урегулирован, затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренных пунктом 1 Указа, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

Судом установлено и материалами дела подтверждается предоставление истцом этих льгот, а также размер затрат на оказание услуг. Данные обстоятельства подателем жалобы не оспариваются.

Поскольку судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, однако неправильно применены нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным изменить принятое решение.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.07.2003 по делу N А05-1554/03-63/4 отменить в части взыскания с муниципального образования “Вельский район“ в пользу открытого акционерного общества “Архэнерго“ 94218 руб. 33 коп.

В иске к муниципальному образованию “Вельский район“ отказать. Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества “Архэнерго“ компенсацию в сумме 94218 руб. 33 коп. за оказание льготным категориям потребителей услуг по электроснабжению.

В части
отказа в иске к Департаменту финансов администрации Архангельской области решение оставить без изменения.

Председательствующий

ИЗОТОВА С.В.

Судьи

КИРИЛЛОВА И.И.

ЧЕРТИЛИНА З.А.