Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2003 N А13-3435/03-14 При реализации билетов московской лотереи “Золотой ключ“ на территории Вологодской области общество необоснованно пользовалось льготой по налогам, установленной в отношении лотерей, проведение которых разрешено соответствующим уполномоченным органом, поскольку разрешение на проведение указанной лотереи в качестве всероссийской Министерством финансов РФ не выдавалось.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2003 года Дело N А13-3435/03-14

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Ломакина С.А. и Корабухиной Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Туристическая компания “Авось!“ директора Успенского А.Г. (протокол Совета учредителей от 07.02.02 N 5) и адвоката Сагалова Л.Б. (ордер от 14.11.03 N 1627 и доверенность от 10.11.03), рассмотрев 17.11.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение от 26.06.03 (судья Виноградова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 13.08.03 (судьи Осокина Н.Н., Богатырева В.А., Хвостов Е.А.)
Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3435/03-14,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Туристическая компания “Авось!“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу (далее - Инспекция) от 31.03.03 N 17-15/437-64/51 с учетом изменений, внесенных решением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Вологодской области (далее - Управление МНС) от 19.05.03 в части начисления 1068760 рублей 24 копеек налога на добавленную стоимость (далее - НДС), соответствующих сумм пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением от 26.06.03 суд удовлетворил заявление Общества, указав на то, что из содержания абзаца 1 пункта 2 и подпункта 9 названного пункта статьи 149 НК РФ следует, что для освобождения от налогообложения необходима не реализация лотерейных билетов по решению уполномоченного органа, а проведение лотереи по решению уполномоченного органа.

Апелляционная инстанция постановлением от 13.08.03 оставила решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению налогового органа, Общество неправомерно при реализации на территории Вологодской области лотерейных билетов московской лотереи “Золотой ключ“ пользовалось льготой, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, поскольку проведение названной лотереи как всероссийской не зарегистрировано в Министерстве финансов Российской Федерации, а распоряжением Правительства города Москвы разрешено только на территории Москвы.

Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Инспекции в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.

В судебном заседании
представители Общества просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая доводы жалобы налогового органа несостоятельными.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно акту от 14.03.03 N 17-15/437-64 ДСП Инспекция провела выездную проверку соблюдения Обществом налогового законодательства в период с 01.01.99 по 30.09.02 и выявила ряд налоговых правонарушений, повлекших неуплату налогов. В частности, подпунктом 2.3.5.1 названного акта налогоплательщику вменено в вину неправомерное применение льготы, предусмотренной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, при реализации на территории Вологодской области лотерейных билетов московской лотереи “Золотой ключ“, что повлекло неуплату 3492331 рубля 13 копеек НДС за 2001 год и январь - сентябрь 2002 года. Вывод налогового органа основан на том, что названная лотерея не зарегистрирована в Министерстве финансов Российской Федерации в качестве всероссийской.

Решением от 31.03.03 N 17-15/437-64/51 Инспекция по указанному эпизоду проверки привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, предложив ему в установленный в требовании срок добровольно уплатить начисленные суммы недоимки, пеней и налоговой санкции.

Решением от 19.05.03, принятым по жалобе налогоплательщика, Управление МНС изменило оспариваемое решение Инспекции, признав неправомерным применение Обществом льготы, установленной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, с 09.02.02 и необоснованным начисление налоговым органом недоимки по ставке 20%, вследствие чего сумма неуплаченного НДС по названному эпизоду проверки снижена до 1068760 рублей 24 копеек.

Признавая решение Инспекции от 31.03.03 N 17-15/437-64/51 с учетом этих изменений недействительным в части начисления Обществу
названной суммы недоимки по НДС, соответствующей суммы пеней и 213595 рублей 23 копеек штрафа, суд в своем решении от 26.06.03 указал на то, что из содержания абзаца 1 пункта 2 и подпункта 9 названного пункта статьи 149 НК РФ следует, что для освобождения от налогообложения необходима не реализация лотерейных билетов по решению уполномоченного органа, а проведение лотереи по решению уполномоченного органа. Поскольку факт проведения лотереи “Золотой ключ“ по решению уполномоченного органа - Правительства города Москвы - Инспекция не оспаривает, реализация лотерейных билетов названной лотереи на территории Вологодской области не подлежит налогообложению.

Данный вывод суда кассационная инстанция считает ошибочным. В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа. В силу названной нормы не подлежит налогообложению реализация лотерейных билетов только лотерей, проведение которых разрешено соответствующим уполномоченным органом.

Условия проведения и меры государственного регулирования лотерейной деятельности установлены Временным положением о лотереях в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.09.95 N 955 (далее - Положение N 955), в пункте 18 которого указано, что все лотереи, проводимые на территории Российской Федерации, независимо от их типа, вида и территориального статуса, подлежат государственной регистрации. Согласно же пункту 39 названного Положения проведение лотерей на территории Российской Федерации разрешается только на той территории, которая предусмотрена при их регистрации, а изменение территории проведения лотереи влечет за собой необходимость ее перерегистрации.

В
данном случае Общество в проверяемый период осуществляло реализацию на территории Вологодской области лотерейных билетов телевизионной жилищной лотереи “Золотой ключ“, проведение которой распоряжениями Правительства Москвы от 15.09.97 N 949-РЗП и от 24.01.01 N 47-РЗП (листы дела 88 - 95) разрешено только на территории города Москвы. Свидетельство о государственной регистрации лотереи “Золотой ключ“ (лист дела 87) на срок ее проведения с 21.12.01 до 21.12.04 выдано Правительством Москвы учредителю этой лотереи - закрытому акционерному обществу “Интерлот“ (далее - ЗАО “Интерлот“), которое на основании лицензии (лист дела 16), выданной также Правительством Москвы на срок с 05.11.99 по 05.11.02, осуществляет организацию и проведение московских лотерей. Данная лицензия в 2000 году зарегистрирована в администрациях Санкт-Петербурга, Челябинской, Воронежской, Белгородской и Вологодской областей.

Вместе с тем из пояснительной записки ЗАО “Интерлот“ от 10.06.03 N 104 (лист дела 86) следует, что распространение билетов лотереи “Золотой ключ“ на основании указанных лицензии и свидетельства происходит в 82 регионах России. Однако в соответствии с пунктом 12 Положения N 955 лотереи, которые проводятся на двух и более муниципальных административных территориях, относящихся к территории двух и более субъектов Российской Федерации, либо не имеют ограничения по распространению лотерейных билетов на территории Российской Федерации, признаются всероссийскими лотереями. Государственная регистрация таких лотерей осуществляется согласно пункту 19 названного Положения государственным учреждением, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В связи с этим пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1004 установлено, что выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей независимо от отраслевой специфики проведения, а также их регистрация осуществляется Министерством финансов Российской Федерации.

В данном случае из материалов дела следует, что телевизионная
жилищная лотерея “Золотой ключ“ не зарегистрирована в качестве всероссийской и Министерством финансов Российской Федерации не выдавалось разрешение на ее проведение, что стороны не оспаривают. Следовательно, проведение названной лотереи, а также и распространение (реализация) лотерейных билетов разрешено только на территории города Москвы.

Поскольку Общество осуществляло в оспариваемый период (февраль - сентябрь 2002 года) реализацию на территории Вологодской области билетов лотереи “Золотой ключ“, проведение которой разрешено Правительством Москвы только на территории города Москвы и не разрешено соответствующим для всероссийской лотереи уполномоченным органом - Министерством финансов Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает правомерным вывод Инспекции и Управления МНС о необоснованном применении заявителем в этот период льготы, установленной подпунктом 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и начисление на этом основании 1068760 рублей 24 копеек недоимки по НДС, соответствующих сумм пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога.

Несостоятельной в данном споре кассационная инстанция считает ссылку Общества на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.04.98 N 5-403 (лист дела 17), в котором ЗАО “Интерлот“ извещено о временном приостановлении выдачи разрешений на проведение всероссийских лотерей, в связи с чем ему предложено для решения вопроса о возможности реализации в этот период лотерейных билетов московской лотереи “Золотой ключ“ в других регионах получить согласие администраций соответствующих территорий. На этом основании лицензия ЗАО “Интерлот“ на проведение московских лотерей (лист дела 16) зарегистрирована 11.07.2000 администрацией Вологодской области. Однако такой порядок регистрации лицензий противоречит положениям Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“, который согласно статье 20 этого Закона действует с 09.02.02.

Кроме того, согласно
подпункту 9 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождение от налогообложения реализации лотерейных билетов обусловлено только наличием разрешения на проведение лотереи соответствующим (в зависимости от территории ее проведения) уполномоченным органом. При реализации лотерейных билетов право налогоплательщика на применение указанной льготы по НДС не связывается с порядком выдачи учредителю этой лотереи лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению лотерей.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) решение суда от 26.06.03 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.03, принятые по настоящему делу с нарушением норм материального права, следует отменить, а Обществу отказать в удовлетворении его заявления, взыскав с него согласно статье 110 АПК РФ в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.06.03 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.03 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-3435/03-14 отменить.

В удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью “Туристическая компания “Авось!“ требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Туристическая компания “Авось!“ в федеральный бюджет 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Председательствующий

ТРОИЦКАЯ Н.В.

Судьи

КОРАБУХИНА Л.И.

ЛОМАКИН С.А.