Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.11.2003 N А26-2070/03-27 Суд правомерно отклонил довод лесопользователя о том, что он вправе не вносить арендную плату до получения лесорубочных билетов, поскольку в договоре аренды участков лесного фонда обязанности по внесению арендных платежей не обусловлены выдачей лесорубочных билетов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 ноября 2003 года Дело N А26-2070/03-27

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Казанцевой Р.В. и Нефедовой О.Ю., при участии от открытого акционерного общества “Кондопожское лесопромышленное хозяйство“ Беньяминова И.В. (доверенность от 20.08.03), рассмотрев 03.11.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Кондопожское лесопромышленное хозяйство“ на решение от 30.05.03 (судья Зинькуева И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 25.07.03 (судьи Романова О.Я., Переплеснин О.Б., Тойвонен И.Ю.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2070/03-27,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Кондопожское лесопромышленное хозяйство“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением о
признании незаконными действий федерального государственного учреждения “Кондопожский лесхоз“ (далее - Лесхоз) о начислении лесных податей в размере 1010199 руб. В обоснование заявленных требований Общество сослалось на нарушение Лесхозом обязанностей по договору аренды участков лесного фонда, а также Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 551 в редакции постановления от 24.09.02 N 700 (далее - Правила), что привело к недоиспользованию лесосечного фонда.

Решением суда от 30.05.03 заявленное требование удовлетворено частично - признаны незаконными действия Лесхоза по начислению лесных податей в сумме 24003 руб. В удовлетворении остальных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 25.07.03 решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление суда отменить как незаконные. Податель жалобы ссылается на следующее: Лесхоз не вправе доначислять арендную плату, поскольку данная плата в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, является налоговым сбором; судом не применена статья 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой арендатор вправе не исполнять обязанности по внесению арендной платы до передачи участков лесного фонда, которая считается завершенной только после выписки (выдачи) лесорубочных билетов; выводы суда относительно установления объема лесопользования противоречат фактическим обстоятельствам дела, а также статье 33 Лесного кодекса Российской Федерации; соглашение о внесении изменений в договор аренды участков лесного фонда зарегистрировано только 15.12.02 и потому не может распространяться на правоотношения до этой даты; судом не применены статьи 611, 612 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Лесхоз о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, однако
его представитель в судебное заседание не явился.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, между Лесхозом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключены договоры аренды участков лесного фонда. Лесхоз направил Обществу письмо, в котором предложил перечислить лесные подати в сумме 1010199 руб. по договорам аренды участков лесного фонда. Общество с этим не согласилось и обратилось в арбитражный суд. Фактически между сторонами возник спор о размере задолженности по договорам аренды. Требования Общества удовлетворены в части оспаривания начисления арендной платы по договору аренды от 05.03.02, и решение суда в этой части не оспаривается.

При рассмотрении дела судом правильно применены статьи 31, 32, 33, 103, 105 Лесного кодекса Российской Федерации, Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.98 N 345 (далее - Положение об аренде).

В соответствии со статьей 27 Положения об аренде арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на участке лесного фонда. Аналогичные условия предусмотрены и заключенным между сторонами договором с учетом внесенных в него протоколом от 04.06.02 изменений. Судом правомерно не приняты доводы Общества относительно неприменения данного протокола по платежам за 2002 год. В силу пункта 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора. В данном случае стороны в пункте 7.3 протокола от 04.06.02 установили, что арендная плата вносится за весь установленный годичный объем лесопользования за истекший год по состоянию на 1 января. Объем лесопользования вопреки утверждению Общества
установлен в приложении N 5 к договору аренды.

Лесхоз, являясь территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, осуществляет функции государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (статья 53 Лесного кодекса Российской Федерации). Он же в силу пункта 1 Положения об аренде является арендодателем участков лесного фонда. При таком положении доводы Общества об отсутствии у Лесхоза прав на определение подлежащей уплате задолженности по договору аренды несостоятельны.

Ссылаясь на статью 328 Гражданского кодекса Российской Федерации, Общество указывает на свое право не исполнять обязательства по внесению арендной платы до получения лесорубочных билетов. В то же время согласно заключенному между сторонами договору обязанности по внесению арендных платежей не обусловлены выдачей лесорубочных билетов. Лесхоз в отзыве на исковое заявление указал, что лесорубочные билеты не выдавались в возможных объемах по вине самого Общества, которое в нарушение условий договора и Правил своевременно не представило утвержденный в установленном порядке план рубок. При этом Лесхоз сослался на то, что в силу пунктов 34 и 43 Правил лесхозы отводят и передают лесосеки лесопользователям, осуществляющим заготовку древесины на участках лесного фонда, предоставляемых им в долгосрочное пользование, на основании подаваемых за два года до начала года рубки заявок, подготовленных в соответствии с утвержденными в установленном порядке планами рубок.

Ссылки подателя жалобы на статьи 611 и 612 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельны. Данных о том, что Лесхозом были нарушены требования статьи 611 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующей предоставление имущества арендатору, а также о том, что имущество было предоставлено при наличии недостатков, препятствующих его использованию, в материалах дела не имеется.

При таком положении
судом принято законное и обоснованное решение, оставленное в силе и постановлением апелляционной инстанции. Оснований для отмены судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.05.03 и постановление апелляционной инстанции от 25.07.03 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2070/03-27 оставить без изменений, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Кондопожское лесопромышленное хозяйство“ - без удовлетворения.

Председательствующий

ШПАЧЕВА Т.В.

Судьи

КАЗАНЦЕВА Р.В.

НЕФЕДОВА О.Ю.