Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2003 N А05-5333/03-281/9 Суд отказал в удовлетворении требований ИМНС о привлечении администрации муниципального образования к ответственности за непредставление налоговому органу сведений об изменении в учредительных документах в установленный десятидневный срок с момента регистрации этих изменений, поскольку материалами дела установлено отсутствие события налогового правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2003 года Дело N А05-5333/03-281/9

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И., Шевченко А.В., рассмотрев 27.10.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.07.2003 (судья Меньшикова И.А.) по делу N А05-5333/03-281/9,

УСТАНОВИЛ:

Коневская сельская администрация МО “Плесецкий район“ (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области (далее - налоговая инспекция)
от 13.05.2003 N 09-17/1308 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 10.07.2003 заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, дело направить на новое рассмотрение, так как при его вынесении судом были неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, установила следующее.

Коневская сельская администрация образована в соответствии с Уставом муниципального образования “Плесецкий район“, принятым Собранием депутатов МО “Плесецкий район“ 25.02.1997, зарегистрирована в качестве юридического лица постановлением администрации МО “Плесецкий район“ от 07.07.1997 N 347, свидетельство о государственной регистрации выдано 10.05.2001.

Постановлением администрации муниципального образования “Плесецкий район“ от 06.09.2001 N 448 наименование Администрации было изменено на “Коневская сельская администрация муниципального образования “Плесецкий район“, постановлением главы местного самоуправления МО “Плесецкий район“ от 12.03.2002 N 117 внесены дополнения в постановление от 06.09.2001 N 1448, которыми наименование Администрации дополнено словами “Российская Федерация Архангельская область“.

Налоговой инспекцией составлен акт от 04.04.2003 N 133 ДСП о нарушении Администрацией положения пункта 3 статьи 84 НК РФ, а именно о нарушении 10-дневного срока уведомления налогового органа об изменениях в учредительных документах.

Администрация уведомила налоговый орган об изменениях в учредительных документах 04.04.2003, в то время как, по мнению налоговой инспекции, срок уведомления истек 22.03.2002.

Заявитель представил в налоговую инспекцию возражения в
отношении указанного акта, указав, что в акте не установлены реквизиты постановления администрации МО “Плесецкий район“, которым внесены изменения в учредительные документы, постановление главы администрации МО “Плесецкий район“ от 12.03.2003 N 117 не предусматривает изменений в учредительных документах, помимо этого Коневская сельская администрация не получала указанного постановления. Данные возражения рассмотрены налоговым органом 13.05.2003 и не приняты.

КонсультантПлюс: примечание. В оригинале документа, видимо, допущена опечатка: вместо “от 12.03.2003“ имеется в виду “от 12.03.2002“.

Налоговая инспекция вынесла решение от 13.05.2003 N 09-17/1308 о привлечении заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 рублей за нарушение установленного пунктом 3 статьи 84 НК РФ срока направления сообщения об изменении в учредительных документах. В адрес заявителя налоговая инспекция направила требование по состоянию на 13.05.2003 N 09-17-166/5636 об уплате налоговой санкции.

Администрация, не согласившись с решением налогового органа, а также с требованием, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения недействительным.

Кассационная инстанция, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что суд, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходил из следующего.

Согласно пункту 3 статьи 84 НК РФ об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы
документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Исходя из положений указанного закона, следует, что изменение наименования сельской администрации производится путем внесения соответствующих изменений в Устав муниципального образования.

Согласно тому же закону органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступление в силу определяются Уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Глава местного самоуправления МО “Плесецкий район“ в соответствии с положениями Закона “О местном самоуправлении в Архангельской области“, Закона “О статусе главы муниципального образования в Архангельской области“ и Уставом МО “Плесецкий район“ не наделен полномочиями по установлению или изменению наименований органов местного самоуправления, в частности сельской администрации. Наименование заявителя, определенное в Уставе муниципального образования, в Положении о сельских и поселковых администрациях МО “Плесецкий район“, путем внесения в эти документы изменений не менялось. Наименование было изменено постановлением N 117 от 12.03.2002 “О внесении дополнений в постановление главы администрации МО “Плесецкий район“ от 08.09.2001 N 448 “Об изменениях в наименованиях сельских и поселковых администраций муниципального образования “Плесецкий район“.

В соответствии с положениями статьи 108 НК РФ лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не
будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Представленное налоговым органом суду письмо администрации МО “Плесецкий район“ от 29.04.2003 N 02-21/505 о том, что постановление N 117 от 12.03.2002 было направлено во все поселковые, сельские администрации, в том числе и заявителю, 15.03.2002, не является доказательством факта его получения сельской администрацией именно в этот день.

Заявитель представил суду копию свидетельства о государственной регистрации сельской администрации и изменений в ее наименовании, заверенную должностным лицом администрации МО “Плесецкий район“ 04.04.2003. Из письма от 29.04.2003 N 02-21/505 также следует, что копию свидетельства о регистрации изменений в наименовании сельской администрации заявитель получил 04.04.2002. В налоговую инспекцию заявитель сообщил об изменении своего наименования 04.04.2003.

Вина заявителя в несвоевременном сообщении в налоговый орган об изменении своего наименования налоговой инспекцией не доказана.

Статья 109 НК РФ предусматривает, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в отсутствие события налогового правонарушения, в отсутствие вины лица в его совершении.

Кассационная инстанция считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а доводы налоговой инспекции, изложенные в кассационной жалобе, - необоснованными. Судебный акт соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.07.2003 по делу N А05-5333/03-281/9 оставить без изменения,
а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

АБАКУМОВА И.Д.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

ШЕВЧЕНКО А.В.