Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.10.2003 N А21-3535/03-С1 Суд правомерно признал незаконными действия ИМНС по перерасчету и доначислению предпринимателю единого социального налога за 2002 год, поскольку перерасчет указанного налога был произведен инспекцией с учетом закона, вступающего в силу только с 2003 года.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 октября 2003 года Дело N А21-3535/03-С1

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В., рассмотрев 21.10.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 9 по городу Калининграду Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на решение Арбитражного суда Калининградской области по делу от 21.04.03 N А21-3535/03-С1 (судья Карамышева Л.П.),

УСТАНОВИЛ:

Предприниматель Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции по Ленинградскому району города Калининграда Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, правопреемником которой является Межрайонная инспекция N 9 по городу Калининграду Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция), по перерасчету и доначислению 6126 руб. 49 коп. единого социального налога за 2002 год.

Решением суда от 21.04.03 заявленные предпринимателем Поповой Г.В. требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает на то, что перерасчет единого социального налога произведен в соответствии с Федеральным законом от 31.12.01 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ (далее - Закон N 198-ФЗ). По мнению налоговой инспекции, Закон N 198-ФЗ вступил в силу с 1 февраля 2002 года по истечении 1 месяца со дня опубликования, поскольку принят и опубликован 31.12.01, то есть до наступления нового налогового периода.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Попова Г.В., ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит оставить решение суда без изменения.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, предприниматель Попова Г.В. в соответствии с патентом от 03.12.01 N АС 39 950398 применяла в 2002 году упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Налоговой инспекцией произведен расчет единого социального налога на 2002 год, в соответствии с которым предпринимателю Поповой Г.В. выдано налоговое уведомление от 20.12.02 на сумму 5262 руб., которая налогоплательщиком уплачена.

При сдаче предпринимателем 27.02.03 налоговой декларации по
единому социальному налогу налоговая инспекция произвела перерасчет единого социального налога в соответствии с Законом N 198-ФЗ. Предпринимателю Поповой Г.В. предложено доплатить 6126 руб. 49 коп. единого социального налога за 2002 год.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает правильными выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 21.04.03.

Законом N 198-ФЗ внесены изменения в статьи 236 и 237 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно названным нормам для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, изменена налоговая база единого социального налога.

В силу пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации “законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах“.

Кодекс согласно пункту 2 статьи 1 устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе права и обязанности налогоплательщиков, ответственность за совершение налоговых правонарушений. Поэтому правовое регулирование данных вопросов не может осуществляться иначе, чем это предусмотрено кодексом.

Исходя из пункта 1 статьи 5 кодекса, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Следовательно, положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации имеют приоритет и подлежат безусловному применению при решении вопросов о вступлении в силу законов, регулирующих уплату налогов, если эти законы приняты в период действия данной нормы.

В соответствии с пунктом 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства
о налогах и сборах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.04.03 N 159-О указал, что положения Закона N 198-ФЗ в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, “подлежат применению, по крайней мере, не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования данного Федерального закона, то есть не ранее чем с 1 февраля 2002 года“.

Согласно положениям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации Закон N 198-ФЗ вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по единому социальному налогу, но не ранее 1 февраля 2002 года.

Статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год.

На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что Закон N 198-ФЗ вступил в силу с 1 января 2003 года, то есть с первого числа очередного налогового периода.

Кассационная инстанция также считает необходимым отметить, что из налогового уведомления, направленного налоговой инспекцией предпринимателю Поповой Г.В., невозможно установить, с какой даты налоговый орган произвел перерасчет единого социального налога, исходя из измененной Законом N 198-ФЗ налоговой базы: с 1 января или с 1 февраля 2002 года.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебного акта отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.04.03 Арбитражного суда Калининградской области
по делу N А21-3535/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 9 по городу Калининграду Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

ХОХЛОВ Д.В.